Условия и факторы, сдерживающие рациональное использование физической культуры.Часть2

2.    К внутренним факторам, сдерживающим саногенный потенциал физической культуры, относится спорт с его соревновательным характером, специальной подготовкой, всеми извращениями, присущими большому спорту. Высокие спортивные показатели и жесткая конкуренция на мировой арене требуют многолетней углубленной специализации, связанной с функциональными нагрузками, возрастающими вплоть до предельных. Большие объемы и интенсивность нагрузок требуют для ускорения восстановительных процессов и повышения работоспособности различных фармакологических средств. В связи со всем вышеперечисленным, а также в связи с тем, что в процессе тренировок многим спортсменам приходится «выходить» за пределы допустимого, т.е. исчерпывать энергетические и пластические ресурсы своего организма, спорт не может решать оздоровительных задач. Вся спортивная деятельность, построенная на конкуренции, соревновательной деятельности, а также особенности организации и стимулирования спорта в обществе (специфическая система поощрений за спортивные достижения — от квалификационных значков и званий, материальных вознаграждений до высших правительственных наград) не способствует развитию лучших личностных качеств занимающихся.

Провоцируемым стремлением к достижению высших спортивных результатов любой ценой была рождена еще одна проблема современного спорта — допинг. Впервые применение анаболических стероидов зафиксировано на Олимпийских играх в 1956 г. «Автором» метода достижения спортивного результата с помощью гормонов стал Олимпийский чемпион 1956 года в метании молота американец Гарольд Конолли. А уже на Олимпийских играх в Монреале стероиды применяли 95% спортсменов — метателей молота (Э. Дойзер, 1980; Р.Д. Сейфулла, 1996). По данным обследования лаборатории антидопингового контроля, анаболические стероиды в атлетических клубах Москвы применяют до 61% занимающихся, в Тульской и Смоленской областях — 27-31% (Р.Д. Сейфулла, 1996).

На сегодняшний день не обнаруживается зависимости количества выдающихся спортсменов (вершины «пирамиды») в каком-либо виде спорта от массовости этого спорта. «Пирамида» не работает, спорт высших достижений становится уделом все уменьшающегося числа занимающихся.

3.   Губительным для оздоровительной физической культуры является также то, что спорт высших достижений, как составная ее часть, использует практически все финансирование, материальные базы, наиболее подготовленных специалистов. Практически вся наука, медицинское обеспечение работают на большой спорт. В связи с этим, научная разработка ключевых проблем по использованию физической культуры в оздоровительных целях, в целях гармоничного развития личности оставляет желать лучшего. Отсутствуют научно обоснованные оздоровительные технологии по рациональному применению физических упражнений с учетом возраста, пола, психофизических способностей и т.п.

Установлено (З.А. Вегертас, 1986; Н.С. Кончиц, 1990; Т.Н. Васильева, 1999 и др.), что объемные и высокоинтенсивные тренировки снижают умственную работоспособность на 3-6 часов. Учитывая также временные затраты, связанные с самими занятиями спортом, учебно-тренировочными сборами, соревнованиями, надо полагать, что спорт существенно вмешивается в бюджет времени и создает трудности в успешном освоении учебных программ, мешает полноценной и своевременной адаптации к социальной жизни.

Особое значение имеет адаптивный спорт, содержанием которого является формирование у инвалидов высочайших двигательных навыков, позволяющих им не только состязаться и общаться с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем, но и создает условия для культурного бытия и более полной адаптации к условиям жизни.

Не смотря на различное отношение к спорту, он, как многогранное общественное явление, в процессе своего исторического развития занял видное место в физической и духовной культуре общества. Необходимость его, прежде всего в том, что он позволяет расширить границы наших познаний о человеке. Через неуклонное стремление преодолеть все возрастающие трудности человек совершенствует себя, раздвигает границы своих возможностей. Спорт — это целый мир эмоций, популярнейшее зрелище и сложный комплекс межчеловеческих отношений.

Заслуживает особого внимания прикладной характер многих видов спорта. Отработаны высокоэффективные технологии по развитию физических качеств при управлении своим телом, механизмы развития умений и навыков мастерски управлять машинами, ориентироваться на суше, на воде, под водой и в воздухе. Все это имеет большое значение в адаптации человека к создаваемому им самим миру техники, в профессиональной подготовке к деятельности, связанной с экстремальными ситуациями.

Давая характеристику спорту с оздоровительных позиций, надо отметить, что, несмотря на принцип оздоровительной направленности, заложенный в теории и методике физического воспитания, смысл которого заключается в требовании оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья, спорт не решает задач оздоровления. В связи с чем возможность переноса (конверсии) технологии подготовки высококлассных спортсменов, как предлагают некоторые ученые (B.C. Фарфель, 1975; B.C. Фомин, 1987 и др.), в практику физической культуры представляется сомнительной. Сложность переноса заключается в том, что целевая установка в спорте направлена на формирование такого уровня психофизических и морфофункциональных показателей, который позволил бы достичь рекордных спортивных высот. В связи с этим, обеспечение на всех этапах процесса тренировки нуждается в научной разработке модельных характеристик спортсменов разных специализаций, в обосновании путей максимальной реализации возможностей человека в каждом возрастном периоде, определении критериев отбора перспективных спортсменов. Кроме того, требуются знания о текущих изменениях в организме в результате тренировочных занятий, при использовании различных средств, в том числе и фармакологических. Таким образом, ориентация на спортивный результат заставляет искать пути интенсификации тренировочного процесса и средства, которые ускоряют восстановительные функции организма спортсменов, чтобы в рамках суток максимально увеличить объем и интенсивность нагрузок. В практике же физической культуры занимающиеся должны быть ориентированы на такой уровень показателей физического состояния, который бы обеспечил максимальную устойчивость к вредным факторам среды, полноценную адаптацию к трудовой и учебной нагрузке.

Таким образом, в процессе управления физическим воспитанием в первую очередь необходимо акцентировать внимание, на медико- биологическом обосновании таких средств, форм и методов занятий, которые бы с меньшими затратами времени и энергии позволили бы достичь оптимального физического состояния и полноценной социальной адаптации. Т.е. нагрузки должны быть обоснованы не только с биологических позиций, но и быть социально детерминированы.

В сфере физической культуры в последние годы государственными и общественными организациями прилагаются большие усилия для привлечения инвалидов к систематическим занятиям физическими упражнениями. Работают федерации, комитеты, комиссии, ассоциации инвалидов, созданы новые кафедры и факультеты по подготовке специалистов по адаптивной физической культуре, функционируют диагностические и реабилитационные центры, коррекционные учреждения, клубы, секции и т.п., проводятся праздники и фестивали. Однако, лишь незначительная часть инвалидов (Чепик В.Д., 1995) вовлечена в физкультурно-оздоровительную деятельность, причем не более 10% получивших инвалидность возвращаются к работе.

Основными причинами недостаточного использования физических упражнений инвалидами, по мнению Евсеева С.Г1., Шапковой JI.B. и Федорова Т.В. (1996), являются:

-незнание ими собственного физического потенциала, отсутствие ценностных ориентации и соответствующей мотивации, осознанной потребности в двигательной активности;

-незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»;

-отсутствие квалифицированных педагогов, обладающих необходимым комплексом фундаментальных прикладных знаний и практических умений, позволяющих поддерживать и развивать физические возможности инвалида и формировать его личность;

-неполная и не всегда грамотная интерпретация медицинских

сведений о патологии человека специалистами физической культуры,

что приводит к недостаточно целенаправленной коррекции дефектов

развития и здоровья инвалида.

Оставьте комментарий