1. Выбор модели построения (или размещения) детей для выполнения ОРУ.
На первом этапе обучения дети размещаются на площадке, как правило, хаотично. Педагог должен помочь найти удобное место тем детям, кто не умеет делать это самостоятельно. Необходимо одновременно видеть всех детей, поэтому стоять педагогу следует на углу короткой и длинной сторон площадки лицом к детям, обеспечивая себе максимальный обзор. В последующем, когда дети строятся для выполнения ОРУ в круг, педагог становится вместе с детьми по кругу, а для того, чтобы все дети хорошо видели лицо педагога, ему следует периодически перемещаться по кругу, меняя места.
2. Выбор сюжета для повышения мотивации детей к выполнению задания.
Особого внимания заслуживает выразительное образное называние каждого упражнения, которое помогает детям понять и запомнить выполняемое действие.
Для удобства восприятия все упражнения делятся по названиям. Выделяют традиционные и имитационно-образные названия. Традиционные заимствованы из терминологии гимнастики (наклон, поворот, сед, выпад и др.). К имитационно-образным названиям упражнений относятся: велосипед, лыжник, мишка косолапый и др. Если окажется так, что у подобранного упражнения нет названия (ни традиционного, ни имитационно-образного) педагогу следует придумать его самостоятельно, что, в конечном счете, будет способствовать лучшему восприятию этого упражнения детьми.
Пример: «… будем показывать ладошки, а потом их прятать…
покажем как гуси машут крылышками… будем обезьянками, которые едят бананы…» и т.д.
Такой методический прием как условно-образное называние выполняемого двигательного действия обеспечивает психологическую готовность детей к его выполнению.
Постепенно, по мере взросления детей, условно-образная терминология вытесняется традиционной, что методически совершенно оправдано, поскольку в условиях школы условно-образная терминология практически отсутствует.
Кроме того, для обеспечения более или менее слаженных двигательных реакций, педагогу следует проговаривать двигательные действия и выполнять их вместе с детьми.
3. Раздача (при необходимости) пособий или инвентаря.
Особого внимания заслуживает вопрос раздачи инвентаря в процессе занятий и его уборка после. Для этого педагогу необходимо всё продумать, чтобы времени на этот организационный момент тратилось как можно меньше, а самостоятельность детей возрастала.
На первых порах педагог сам раздает кубики, погремушки и другой инвентарь, положенный для удобства в открытую коробку.
Экономя время и одновременно, приучая детей ходить по большому кругу, можно предварительно разложить предметы по кругу и после окончания выполнения упражнений дети сами складывают юс в коробку. Постепенно дети учатся разбирать предметы, не замедляя темпа движения. Пособия целесообразно разместить по ходу движения детей справа: на гимнастической скамейке; на стоящих в ряд стульях; на стационарных полочках; на специальных подставках и даже прямо на полу.
4. Выбор наиболее продуктивного способа предъявления материала.
Наиболее продуктивным в данной ситуации является игровой метод, поскольку для малышей восприятие образа (сказочный или бытовой персонаж, герой сказки, игрушка)
— по сути, единственный способ включения в деятельность.
Пример. «…Поставьте ножки на узенькую дорожку… поставьте их так, чтоб получились широкие ворота… держите ладошки так, как будто они вместе спрятались в одну варежку…» и т.д.
5. Выбор формы оперативного контроля в ходе выполнения детьми упражнений.
Нельзя требовать от детей четкого выполнения упражнений. Однако, подготовить детей к выполнению упражнения хотя бы в самом общем виде необходимо. Игровой тон общения, с детьми должен помочь педагогу в данной ситуации: