В теории и методике физического воспитания дошкольников равновесие принято разделять на: упражнения статического и динамического характера.
К статическим упражнениям в равновесии относят стойки на носках; на одной ноге; на носке одной ноги и др., используя, как игровые задания, так и ОРУ.
Пример. Игровое задание «Кто дольше простоит на одной ноге» (цапля, аист, ласточка и др.),
Пример. ОРУ: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др. К числу динамических упражнений в равновесии относят целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат: скажем, пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы, высоко поднимая бедро, с предметом в руке, с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком и другие.
Степень сложности упражнений в равновесии зависит, главным образом, от высоты и ширины площади опоры, а также от способа передвижения по ней и угла наклона плоскости опоры, по которой движется ребенок (по приподнятой одним концом доске, по приставленной к гимнастической стенке скамейке, по скату деревянной горки и т.д.).
Естественно, что при обучении малышей упражнениям на равновесие на начальном этапе им следует предлагать передвигаться по стандартной гимнастической скамейке обычным шагом. Старшие дети по такой же скамейке могут передвигаться (при соблюдении техники безопасности), как разными видами ходьбы и бега, так и подскоками и даже выполнять элементы танцевальных движений. Обычным шагом детям старших возрастных групп предлагают пройти по повышенной опоре с ограниченной шириной, например, брусу, перевернутой скамейки (ширина 10 см) и т.д. Таким образом, варьировать двигательные задания можно бесконечно, в зависимости от решаемых задач.
Интересом у детей пользуются упражнения, где в одном задании есть сочетание динамического и статического равновесия.
Пример. Детям предлагается дойти до середины гимнастической скамейки на носках (приставных шагом — пятка к носку, боковым приставным и т.д.), остановиться, присесть с опорой руками о скамейку, повернуться влево (или вправо) на 90е поднять руки в стороны, встать, отвести одну ногу назад (ласточка), вернуться в исходное положение, повернуться влево (или вправо) на 90°, продолжить движение до конца скамейки на носках, высоко поднимая бедро, дойдя до конца скамейки, спрыгнуть вперед (с поворотом в полете на 360°).
Усложнять задание можно, варьируя различные положения рук: на пояс, к плечам, в стороны, за спину, за голову, вверх и т.д.
Кроме того, любое упражнение на повышенной опоре при соответствующем контроле и помощи со стороны педагога способствует формированию правильной осанки, потому что заставляет ребенка следить за положением тела. Формированию правильной осанки способствуют и упражнения с использованием мешочка с песком на голове: если голова опускается, — мешочек падает. Мешочек фиксирует правильное положение тела ребенка. Необходимость использования в образовательном процессе упражнений в равновесии должна учитывать физическую подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.