Управление процессом подготовки спортсменов

Управление процессом подготовки спортсменов [2, 7, 8, 19] Эффективность системы подготовки спортсменов обеспечивается управлением, сущность которого составляют процесс получения, пе­редачи и переработки информации, принятие на этой основе управ­ленческого решения и выдача команд в соответствии с принципом обратной связи.

Процесс управления включает в себя следующее:

1)    выявление исходной информации о спортсменах, условиях, пре­жних выступлениях и т.п., определение целевых установок и про­гнозирование модельных характеристик, необходимых для дости­жения запланированных результатов в основных соревнованиях;

2)    разработка комплексной программы тренировочной и соревнова­тельной деятельности, других компонентов системы, обеспечиваю­щих в целом «выход» на установленную цель;

3)    установление системы контроля для получения информации о вы­полнении комплексной программы, сравнение полученных резуль­татов с модельными уровнями;

4)     анализ полученных данных и внесение корректив в процессе под­готовки спортсменов.

Основными функциями управления являются планирование и ком­плексный контроль. Планирование определяет содержание подготов­ки спортсменов ( направление тренировочной и соревновательной де­ятельности, эффективные средства и методы и пр.). Различают несколько видов планирования.

Многолетнее (перспективное) планирование содержит основные дан­ные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней подготовки.

Годичное (текущее) планирование включает большое количест­во параметров и раскрывается более детально. Выделяют подготови­тельный, соревновательный и переходные периоды (средние циклы). Их продолжительность измеряется в зависимости от закономерностей становления «спортивной формы», календаря соревнований, особен­ностей контингента спортсменов. Подготовительный период закан­чивается к началу основных соревнований. Соревновательный пери­од планируется с учетом сроков основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередно­го годичного цикла.

Оперативное планирование детализирует содержание отдельного пе­риода тренировки ( среднего и малого циклов). Различают соревнова­тельный, предсоревновательный, базово-развивающий, втягивающий и активного отдыха средние циклы. Соревновательный — моделирует все условия подготовки и соревновательной деятельности в период ос­новных соревнований. Предсоревновательный — обеспечивает адапта­цию спортсменов к условиям основных соревнований и создает условия для реализации возможностей в соревнованиях. Базово-развивающий — направлен на повышение функциональных возможностей спортсме­нов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготов­ленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных соревнованиях по основному и другим видам спорта, по технико-такти­ческой и физической подготовке. Втягивающий — направлен на то, что­бы подготовить спортсменов к предстоящей работе в данном сезоне или этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или после существен­ного снижения тренировочных нагрузок. Цикл направлен на постепен­ное увеличение тренировочной нагрузки спортсмена для напряженной соревновательной деятельности.

Каждый план среднего цикла детализируется в нескольких планах малых циклов. В основе детализации лежит персональная индивидуа­лизация средств, методов и т.д. Малый цикл составляет относительно за­конченный фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тре­нировочных дней в цикле — два, максимальное — семь (то есть без дня от­дыха). Варианты цикла могут быть следующими: 7:0, 6:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1 (семь дней тренировочных занятий, шесть тренировочных дней и день отдыха, пять тренировочных дней и день отдыха и т.д.). Количест­во тренировочных занятий в день может быть от одного до трех. Выделя­ют соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, об­щеподготовительный, восстановительный малые циклы.

Соревновательный — включает все составляющие главного соревно­вания данного сезона: структуру соревновательной деятельности, на­личие основных соперников, условий проведения и т.п.

Подводящий — применяется в ходе непосредственной подготовки к соревнованиям. В нем моделируются элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения, судейство, зрители и т.п.).

Специально-подготовительный малый цикл направлен на повыше­ние специальной подготовленности спортсменов. В нем используются соревновательные и вспомогательные упражнения, решаются задачи основных разделов тренировки (технико-тактической, интегральной и т.д.) В тренировке доля этих циклов наиболее значительна.

Общеподготовительный — направлен на повышение уровня физичес­ких качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата, переключение от соревновательной деятельности к неспецифической работе для профи­лактики перенапряжения, переутомления и в то же время поддержания и даже повышения базы функциональной подготовленности.

Восстановительный — предусматривает снижение тренировочных воздействий, контрастную смену средств, применение восстановитель­ных мероприятий. Этот цикл следует после напряженных соревнова­ний или интенсивных тренировочных дней.

Каждый средний цикл обеспечивается определенным сочетанием малых циклов. В соревновательный средний цикл входят подводящий, соревновательный и восстановительный малые циклы; в предсоревно- вательный — специально-подготовительный, подводящий и восстано­вительный малые циклы; в базово-развивающий — общеподготовитель­ный и специально-подготовительный малые циклы; а подводящий и со­ревновательный используются с учетом характера предстоящих сорев­нований и чередуются с восстановительным малым циклом; втягива­ющий — общеподготовительный, специально-подготовительный и вос­становительный малые циклы; цикл активного отдыха включает обще­подготовительные и восстановительные малые циклы.

Тренировочные занятия являются тем звеном, где осуществляется реализация цели и конкретных задач многолетней подготовки. Струк­тура и содержание занятий органически связаны с теми малыми цик­лами, в состав которых они входят. Тренировочные занятия могут быть теоретическими и практическими. Практические занятия включают организованные и самостоятельные занятия. Организованные занятия (спортивная тренировка), в свою очередь, делятся на избирательные и комплексные. В основе такого деления лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, бесед, зачетов.

Важным компонентом тренировочного занятия является трениро­вочное задание, под которым понимают комплекс физических упраж­нений для решения конкретных задач. Определенная их последова­тельность составляет спортивную тренировку.

Для тренировочных занятий разной направленности разрабатыва­ются наборы (каталоги) тренировочных заданий.

Важнейшей функцией управления является контроль. Контроль призван координировать действия всех элементов системы. Он высту­пает как оперативное управление, обеспечивающее непрерывное срав­нение фактических результатов с планами, и соответствующее коррек­тирование подготовки спортсменов. Эффективность системы контроля зависит от четкости выходных данных; степени связанности с педаго­гическим процессом; меры предвидения возможных отклонений и сов­ременности корректирующих действий; от гибкости. Основные формы контроля — педагогический, медико-биологический. Контроль должен быть комплексным, обеспечивая информацию о тренировочной и со­ревновательной деятельности.

Оставьте комментарий