Управление процессом подготовки спортсменов [2, 7, 8, 19] Эффективность системы подготовки спортсменов обеспечивается управлением, сущность которого составляют процесс получения, передачи и переработки информации, принятие на этой основе управленческого решения и выдача команд в соответствии с принципом обратной связи.
Процесс управления включает в себя следующее:
1) выявление исходной информации о спортсменах, условиях, прежних выступлениях и т.п., определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик, необходимых для достижения запланированных результатов в основных соревнованиях;
2) разработка комплексной программы тренировочной и соревновательной деятельности, других компонентов системы, обеспечивающих в целом «выход» на установленную цель;
3) установление системы контроля для получения информации о выполнении комплексной программы, сравнение полученных результатов с модельными уровнями;
4) анализ полученных данных и внесение корректив в процессе подготовки спортсменов.
Основными функциями управления являются планирование и комплексный контроль. Планирование определяет содержание подготовки спортсменов ( направление тренировочной и соревновательной деятельности, эффективные средства и методы и пр.). Различают несколько видов планирования.
Многолетнее (перспективное) планирование содержит основные данные, ведущие показатели, которые служат своеобразными вехами на пути к достижению цели многолетней подготовки.
Годичное (текущее) планирование включает большое количество параметров и раскрывается более детально. Выделяют подготовительный, соревновательный и переходные периоды (средние циклы). Их продолжительность измеряется в зависимости от закономерностей становления «спортивной формы», календаря соревнований, особенностей контингента спортсменов. Подготовительный период заканчивается к началу основных соревнований. Соревновательный период планируется с учетом сроков основных соревнований. Переходный период начинается после соревнований и длится до начала очередного годичного цикла.
Оперативное планирование детализирует содержание отдельного периода тренировки ( среднего и малого циклов). Различают соревновательный, предсоревновательный, базово-развивающий, втягивающий и активного отдыха средние циклы. Соревновательный — моделирует все условия подготовки и соревновательной деятельности в период основных соревнований. Предсоревновательный — обеспечивает адаптацию спортсменов к условиям основных соревнований и создает условия для реализации возможностей в соревнованиях. Базово-развивающий — направлен на повышение функциональных возможностей спортсменов и совершенствование мастерства по всем компонентам подготовленности. Тренировочная работа сочетается с участием в контрольных соревнованиях по основному и другим видам спорта, по технико-тактической и физической подготовке. Втягивающий — направлен на то, чтобы подготовить спортсменов к предстоящей работе в данном сезоне или этапе подготовки. Обычно он следует за отдыхом или после существенного снижения тренировочных нагрузок. Цикл направлен на постепенное увеличение тренировочной нагрузки спортсмена для напряженной соревновательной деятельности.
Каждый план среднего цикла детализируется в нескольких планах малых циклов. В основе детализации лежит персональная индивидуализация средств, методов и т.д. Малый цикл составляет относительно законченный фрагмент тренировочного процесса. Минимальное число тренировочных дней в цикле — два, максимальное — семь (то есть без дня отдыха). Варианты цикла могут быть следующими: 7:0, 6:1, 5:1, 4:1, 3:1, 2:1 (семь дней тренировочных занятий, шесть тренировочных дней и день отдыха, пять тренировочных дней и день отдыха и т.д.). Количество тренировочных занятий в день может быть от одного до трех. Выделяют соревновательный, подводящий, специально-подготовительный, общеподготовительный, восстановительный малые циклы.
Соревновательный — включает все составляющие главного соревнования данного сезона: структуру соревновательной деятельности, наличие основных соперников, условий проведения и т.п.
Подводящий — применяется в ходе непосредственной подготовки к соревнованиям. В нем моделируются элементы режима и программы предстоящих соревнований (соперник, время проведения, судейство, зрители и т.п.).
Специально-подготовительный малый цикл направлен на повышение специальной подготовленности спортсменов. В нем используются соревновательные и вспомогательные упражнения, решаются задачи основных разделов тренировки (технико-тактической, интегральной и т.д.) В тренировке доля этих циклов наиболее значительна.
Общеподготовительный — направлен на повышение уровня физических качеств, укрепление опорно-двигательного аппарата, переключение от соревновательной деятельности к неспецифической работе для профилактики перенапряжения, переутомления и в то же время поддержания и даже повышения базы функциональной подготовленности.
Восстановительный — предусматривает снижение тренировочных воздействий, контрастную смену средств, применение восстановительных мероприятий. Этот цикл следует после напряженных соревнований или интенсивных тренировочных дней.
Каждый средний цикл обеспечивается определенным сочетанием малых циклов. В соревновательный средний цикл входят подводящий, соревновательный и восстановительный малые циклы; в предсоревно- вательный — специально-подготовительный, подводящий и восстановительный малые циклы; в базово-развивающий — общеподготовительный и специально-подготовительный малые циклы; а подводящий и соревновательный используются с учетом характера предстоящих соревнований и чередуются с восстановительным малым циклом; втягивающий — общеподготовительный, специально-подготовительный и восстановительный малые циклы; цикл активного отдыха включает общеподготовительные и восстановительные малые циклы.
Тренировочные занятия являются тем звеном, где осуществляется реализация цели и конкретных задач многолетней подготовки. Структура и содержание занятий органически связаны с теми малыми циклами, в состав которых они входят. Тренировочные занятия могут быть теоретическими и практическими. Практические занятия включают организованные и самостоятельные занятия. Организованные занятия (спортивная тренировка), в свою очередь, делятся на избирательные и комплексные. В основе такого деления лежит связь их содержания с характером соревновательной деятельности. Теоретические занятия проводятся в виде лекций, бесед, зачетов.
Важным компонентом тренировочного занятия является тренировочное задание, под которым понимают комплекс физических упражнений для решения конкретных задач. Определенная их последовательность составляет спортивную тренировку.
Для тренировочных занятий разной направленности разрабатываются наборы (каталоги) тренировочных заданий.
Важнейшей функцией управления является контроль. Контроль призван координировать действия всех элементов системы. Он выступает как оперативное управление, обеспечивающее непрерывное сравнение фактических результатов с планами, и соответствующее корректирование подготовки спортсменов. Эффективность системы контроля зависит от четкости выходных данных; степени связанности с педагогическим процессом; меры предвидения возможных отклонений и современности корректирующих действий; от гибкости. Основные формы контроля — педагогический, медико-биологический. Контроль должен быть комплексным, обеспечивая информацию о тренировочной и соревновательной деятельности.