Структура процесса обучения новым двигательным действиям

Процесс обучения новым двигательным действиям проходит в 3 этапа:

1. Этап начального разучивания. На этом этапе формируется двига­тельное умение. Цель этого этапа — сформировать основы техники дви­гательного действия добиться его выполнения в общих чертах.

Основные задачи:

а) сформировать смысловое и зрительное представление о двигатель­ном действии, способе его выполнения в целях меньшего количества оши­бок со стороны обучаемых. Спортивный педагог использует подводящие упражнения или структурные части самого двигательного действия;

б) добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах.

Упражнение выполняется в облегченных условиях и сопровождается большим количеством ошибок, быстрой утомляемостью, угловатостью и скованностью, одышкой, покраснением и побледнением лица и т.п.

Для более рационального обучения учащихся используется образцо­вый показ в быстром и замедленном темпе, наглядные пособия, анализ ошибок со стороны педагога и учащихся, просмотр выполнения движе­ния другими учащимися.

Если двигательное действие трудное, педагог делит его по частям. Сначала изучается основная часть, затем подготовительная и заклю­чительная части. Если основная часть существенно зависит от подгото­вительной части, то сначала изучается подготовительная часть. Иног­да изучение техники начинается заключительной частью. При разде­льном разучивании двигательного действия, чтобы оно выполнялось слитно, без перерывов между частями, преподаватель должен вовремя перейти к слитному изучению.

Основные причины ошибок: неправильный показ преподавателем двигательного действия; слабая физическая подготовленность занима­ющегося, особенно координационные способности; боязнь, невнима­тельность, неуверенность, усталость и т.п.

2. Этап углубленного изучения. Цель — сформировать планомерное двигательное умение.

Задачи:

1.    Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.

2.    Добиться целостного выполнения двигательного действия на осно­ве сознательного контроля пространственных, временных и дина­мических характеристик техники.

3.    Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.

На этом этапе двигательное действие усложняется и постепенно под­водится к эталонной технике. На этом этапе широко используются сло­весные методы по анализу техники, разбор комбинаций и деталей тех­ники, а также зрительная, звуковая и двигательная наглядность.

Широко применяются общеразвивающие упражнения для подготов­ки мышечной массы и всего организма с учетом структуры двигатель­ного действия, а также подводящие, имитационные, специально-под­готовительные упражнения для более быстрого овладения техникой и избежания ошибок.

3. Этап закрепления и совершенствования. Цель — двигательное умение привести в навык, применяемый в спортивных соревнованиях или в практической деятельности.

Основные задачи:

•    добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия;

•    довести до необходимой степени совершенствования с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;

•    обеспечить вариативное использование двигательного дейс­твия в зависимости от практических обстоятельств.

Совершенствование двигательного действия на этом этапе осущест­вляется путем многократного повторения в различных, часто услож­ненных, условиях. Например, лыжники тренируются при любых мете­оусловиях, плотности и температуре снега, рельефе местности. Легко­атлеты метают утяжеленные и облегченные снаряды и т.п.

Развитие физических качеств

Физическими качествами принято называть врожденные (генетичес­ки унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря кото­рым возможна физическая (материально выраженная) активность чело­века, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель­ной деятельности. К основным физическим качествам относят мышеч­ную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость (КС).

Оставьте комментарий