Процесс обучения новым двигательным действиям проходит в 3 этапа:
1. Этап начального разучивания. На этом этапе формируется двигательное умение. Цель этого этапа — сформировать основы техники двигательного действия добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи:
а) сформировать смысловое и зрительное представление о двигательном действии, способе его выполнения в целях меньшего количества ошибок со стороны обучаемых. Спортивный педагог использует подводящие упражнения или структурные части самого двигательного действия;
б) добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах.
Упражнение выполняется в облегченных условиях и сопровождается большим количеством ошибок, быстрой утомляемостью, угловатостью и скованностью, одышкой, покраснением и побледнением лица и т.п.
Для более рационального обучения учащихся используется образцовый показ в быстром и замедленном темпе, наглядные пособия, анализ ошибок со стороны педагога и учащихся, просмотр выполнения движения другими учащимися.
Если двигательное действие трудное, педагог делит его по частям. Сначала изучается основная часть, затем подготовительная и заключительная части. Если основная часть существенно зависит от подготовительной части, то сначала изучается подготовительная часть. Иногда изучение техники начинается заключительной частью. При раздельном разучивании двигательного действия, чтобы оно выполнялось слитно, без перерывов между частями, преподаватель должен вовремя перейти к слитному изучению.
Основные причины ошибок: неправильный показ преподавателем двигательного действия; слабая физическая подготовленность занимающегося, особенно координационные способности; боязнь, невнимательность, неуверенность, усталость и т.п.
2. Этап углубленного изучения. Цель — сформировать планомерное двигательное умение.
Задачи:
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники.
2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.
3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене.
На этом этапе двигательное действие усложняется и постепенно подводится к эталонной технике. На этом этапе широко используются словесные методы по анализу техники, разбор комбинаций и деталей техники, а также зрительная, звуковая и двигательная наглядность.
Широко применяются общеразвивающие упражнения для подготовки мышечной массы и всего организма с учетом структуры двигательного действия, а также подводящие, имитационные, специально-подготовительные упражнения для более быстрого овладения техникой и избежания ошибок.
3. Этап закрепления и совершенствования. Цель — двигательное умение привести в навык, применяемый в спортивных соревнованиях или в практической деятельности.
Основные задачи:
• добиться стабильности и автоматизма выполнения двигательного действия;
• довести до необходимой степени совершенствования с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
• обеспечить вариативное использование двигательного действия в зависимости от практических обстоятельств.
Совершенствование двигательного действия на этом этапе осуществляется путем многократного повторения в различных, часто усложненных, условиях. Например, лыжники тренируются при любых метеоусловиях, плотности и температуре снега, рельефе местности. Легкоатлеты метают утяжеленные и облегченные снаряды и т.п.
Развитие физических качеств
Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость (КС).