К средствам физического воспитания относятся:
1) физические упражнения;
2) оздоровительные силы природы;
3) гигиенические факторы.
Эффективное использование этих средств позволяет спортивному педагогу эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи .
Основным средством физического воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнение служит для развития человека — физического, психического, умственного, трудового, эстетического, нравственного, экологического и др. Слово «физическое» означает вид деятельности человека, а упражнение — повторяемость, средства физического воспитания.
Эффективность физических упражнений определяется их содержанием, которое обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Физические упражнения, воздействуя на организм, вызывают приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма и улучшают показатели здоровья, во многих случаях — лечебный эффект. Они восполняют дефицит двигательной нагрузки, воспитывают физические качества человека и улучшают физическую подготовленность, что в конечном итоге улучшает физическое здоровье, формирует правильную осанку.
При обучении физическим упражнениям занимающиеся получают определённый уровень теоретических знаний по технике движений, овладевают новыми двигательными умениями и навыками, приобретают знания о собственном теле и его частях. Чем больше двигательная база человека, тем легче он приспосабливается к выполнению более сложных движений. Теоретические знания позволяют быстрее освоить природу движений, успешнее выступить в соревнованиях и т.д.
ностных качеств: смелость, решительность, трудолюбие, настойчивость и др., которые помогают преодолевать трудности в социальной жизни и занятиях физкультурно-спортивной деятельностью (ФСД).
Техника физических упражнений.
Под техникой физических упражнений понимают наиболее рациональное выполнение двигательного действия, дающее наибольший эффект. При обучении двигательным действиям (физическим упражнениям) выделяют 3 части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная фаза позволяет более успешно выполнить основную часть физического упражнения. Создает благоприятные условия для улучшения результата, например, низкий старт в беге на 60, 100 и 200 м.
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции).
Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка после финиша).
Физические упражнения имеют пространственно-временные характеристики (исходное положение, при помощи которого меняется нагрузка на организм).
Временные характеристики
К ним относятся длительность движения и темп. Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость передвижения тела в циклических упражнениях (ходьба, ходьба на лыжах, бег и т.д.), от темпа зависит величина нагрузки.
К пространственно-временным характеристикам относятся скорость и ускорение. Они определяют скорость и перемещение тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависит частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения (ходьба, бег, прыжки и др.).
Динамические характеристики — это взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. К внутренним относятся: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы.
К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег, песок и др.), инерционные силы перемещения предметов.
Ритм движения — комплексная характеристика техники физических упражнений, отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения ( нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое.
После выполнения физического упражнения имеет место ближайший следовой эффект. После одного задания — срочный эффект, после одного занятия — отставленный эффект, после серии занятий кумулятивный эффект. Эффект от предыдущего занятия будет наслаиваться на эффект последующих, в результате чего развиваются тренированность и улучшение физической подготовленности и повышение спортивного результата .
Физические упражнения делятся на три группы: 1) общеразвиваю- щие упражнения; 2) подводящие, имитационные упражнения; 3) основные упражнения .
Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, готовят организм к выполнению задач основной части урока или спортивной тренировки.
Подводящие, имитационные упражнения способствуют более быстрому овладению сложными двигательными действиями, чтобы совершать меньше ошибок. По своим биомеханическим характеристикам они схожи по структуре с изучаемыми и сложными двигательными действиями.
Основные упражнения — это упражнения, в которых специализируется ученик.
Эффективность физических упражнений зависит от рационального выполнения техники. Критерием оценки техники является конечный результат, разница между реальным результатом и возможным, а также сравнение выполняемой техники с эталонной.
Эталонной называется техника, проверенная наукой и практикой и позволяющая добиваться наиболее высоких результатов. При обучении технике физических упражнений спортивному педагогу необходимо эталонную технику приспособить под индивидуальные особенности каждого занимающегося с учётом весо-ростовых показателей, пропорций тела, физической подготовленности и т.п. Такая техника называется индивидуальной.