Средства и методы физического воспитания

К средствам физического воспитания относятся:

1)  физические упражнения;

2)  оздоровительные силы природы;

3)  гигиенические факторы.

Эффективное использование этих средств позволяет спортивному педагогу эффективно решать оздоровительные, образовательные и вос­питательные задачи .

Основным средством физического воспитания являются физические упражнения. Физическое упражнение служит для развития человека — физического, психического, умственного, трудового, эстетического, нравственного, экологического и др. Слово «физическое» означает вид деятельности человека, а упражнение — повторяемость, средства физи­ческого воспитания.

Эффективность физических упражнений определяется их содержа­нием, которое обусловливает их оздоровительное значение, образова­тельную роль, влияние на личность. Физические упражнения, воздейс­твуя на организм, вызывают приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма и улучшают показатели здо­ровья, во многих случаях — лечебный эффект. Они восполняют дефи­цит двигательной нагрузки, воспитывают физические качества чело­века и улучшают физическую подготовленность, что в конечном итоге улучшает физическое здоровье, формирует правильную осанку.

При обучении физическим упражнениям занимающиеся получают определённый уровень теоретических знаний по технике движений, ов­ладевают новыми двигательными умениями и навыками, приобретают знания о собственном теле и его частях. Чем больше двигательная база человека, тем легче он приспосабливается к выполнению более слож­ных движений. Теоретические знания позволяют быстрее освоить при­роду движений, успешнее выступить в соревнованиях и т.д.

ностных качеств: смелость, решительность, трудолюбие, настойчивость и др., которые помогают преодолевать трудности в социальной жизни и занятиях физкультурно-спортивной деятельностью (ФСД).

Техника физических упражнений.

Под техникой физических упражнений понимают наиболее рацио­нальное выполнение двигательного действия, дающее наибольший эф­фект. При обучении двигательным действиям (физическим упражнени­ям) выделяют 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная фаза позволяет более успешно выполнить основ­ную часть физического упражнения. Создает благоприятные условия для улучшения результата, например, низкий старт в беге на 60, 100 и 200 м.

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый раз­гон и бег на дистанции).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка после финиша).

Физические упражнения имеют пространственно-временные харак­теристики (исходное положение, при помощи которого меняется на­грузка на организм).

Временные характеристики

К ним относятся длительность движения и темп. Темп движения оп­ределяется количеством движений в единицу времени. От него зави­сит скорость передвижения тела в циклических упражнениях (ходьба, ходьба на лыжах, бег и т.д.), от темпа зависит величина нагрузки.

К пространственно-временным характеристикам относятся ско­рость и ускорение. Они определяют скорость и перемещение тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависит частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения (ходьба, бег, прыжки и др.).

Динамические характеристики — это взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. К внутренним относятся: силы активного сокращения — тяги мышц, силы упругого, эластичного со­противления растягиванию мышц и связок, реактивные силы.

К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воз­дух, снег, песок и др.), инерционные силы перемещения предметов.

Ритм движения — комплексная характеристика техники физичес­ких упражнений, отражает закономерный порядок распределения уси­лий во времени и пространстве, последовательность и меру их измене­ния ( нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединя­ет все элементы техники в единое целое.

После выполнения физического упражнения имеет место ближай­ший следовой эффект. После одного задания — срочный эффект, пос­ле одного занятия — отставленный эффект, после серии занятий куму­лятивный эффект. Эффект от предыдущего занятия будет наслаивать­ся на эффект последующих, в результате чего развиваются тренирован­ность и улучшение физической подготовленности и повышение спор­тивного результата .

Физические упражнения делятся на три группы: 1) общеразвиваю- щие упражнения; 2) подводящие, имитационные упражнения; 3) ос­новные упражнения .

Общеразвивающие упражнения способствуют общему физическому развитию, готовят организм к выполнению задач основной части урока или спортивной тренировки.

Подводящие, имитационные упражнения способствуют более быст­рому овладению сложными двигательными действиями, чтобы совер­шать меньше ошибок. По своим биомеханическим характеристикам они схожи по структуре с изучаемыми и сложными двигательными действиями.

Основные упражнения — это упражнения, в которых специализиру­ется ученик.

Эффективность физических упражнений зависит от рационально­го выполнения техники. Критерием оценки техники является конеч­ный результат, разница между реальным результатом и возможным, а также сравнение выполняемой техники с эталонной.

Эталонной называется техника, проверенная наукой и практикой и позволяющая добиваться наиболее высоких результатов. При обуче­нии технике физических упражнений спортивному педагогу необходи­мо эталонную технику приспособить под индивидуальные особенности каждого занимающегося с учётом весо-ростовых показателей, пропор­ций тела, физической подготовленности и т.п. Такая техника называ­ется индивидуальной.

Оставьте комментарий