Материальной основой индивидуальных различий как предпосылок развития двигательных (и других) способностей являются анатомо-морфологические особенности. Касаются ли последние строения отдельных органов (сердца, легких, анализаторов и т.д.) или телосложения, особенностей нервно-психической организации или эндокринной регуляции.
Собственно одаренность к конкретной спортивной деятельности предполагает не только степень проявления определенных двигательных и функциональных свойств и качеств, но и своеобразное их сочетание. Одаренность может быть моторной, связанной с развитием физических качеств, но главное — координационных механизмов.
На межиндивидуальные различия значимых для спортивной одаренности показателей оказывают действие многие факторы. Большинство же так или иначе обусловлены природой индивида, его конституцией, а точнее — генотипом.
Под генотипом понимают «совокупность локализованных в хромосомах генов (структурных элементов наследственности), каждый из которых строго определенным образом реализует наследственный материал в процессах структурной дифференциации систем организма, развития и адаптации в процессе функционирования во внешней среде. Причем лишь небольшая часть генов формирует структуру различных тканей. Подавляющее большинство генов участвуют в регуляции процессов развития, определяя индивидуальную норму реакции, обусловливающую размах и направление изменчивости морфологических параметров. Сложный, еще и сегодня мало понятный, механизм регуляции процессов роста и развития организма от зародыша до зрелого организма. Все механизмы реализации генотипа связаны между собой, что делает пластичным и одновременно надежным процесс формирования организма в зависимости от индивидуальной нормы реакции.
Следуя из вышесказанного, любой признак индивида находится под генетическим контролем. Однако одни признаки (морфологические), формируясь действием одного или нескольких генов, высоко стабильны. Коэффициент наследуемости приближается к максимальной величине — 1 (к числу таких относятся длина тела, его конечности, состав мышечных волокон, размеры головы и др.). Другие (физиологические) находятся под контролем множества генов и, взаимодействуя с первыми, под влиянием факторов среды обусловливают фенотипическое развитие индивида. Гены, контролирующие образование признаков, влияют на биохимию организма путем запуска и контроля специфических биохимических реакций. Размах изменчивости признаков определяет норма реакции индивида! индивидуальная чувствительность клеток, восприимчивость их к воздействиям. Особенно остро прояв- ияется избирательная способность к изменчивости в так называемые сенситивные периоды развития (эпигенотипические кризы). Способность изменяться и приспосабливаться к условиям средь1 характеризуют генетическую пластичность организма, его систем и звеньев. Поэтому, говоря о генотипе, подразумевают совокупность всех наследственных факторов и условий, включая индивидуальную норму реакции как способ реализаций генетической программы развития, которые во взаимодействии со средой, управляют ростом и развитием организма.
Следовательно,спортивный отбор не может опираться лишь на генетически жестко детерминированные признаки, которые формируют так называемые «задатки», или анатомо- морфологические особенности. Действительно, такие признаки лежат в основе развития будущих способностей, многообразие их форм проявлений обусловливает избирательность по отношении? к видам спортивной деятельности, к выбору спортивной специализации, к стилю деятельности, к успешной адаптации относительно специфических условий. По отношению к задачам правомерна постановка вопроса о спортивной ориентации об отборе в целом. Вместе с тем функциональные свойства индивида, способность к интеграции качеств и способностей, собственно адаптационные возможности проявляются лишь в самой деятельности, в процессе тренировок и состязаний. Сама система тренировки, ее направленность, величина и сила воздействий, целесообразность их применения относительно периодов биологического развития, может стать решающим фактором перспективности спортсмена. Особенно важным является влияние фактора тренировки до момента достижения фазы дефинитивного (окончательного) развития информативных для отбора признаков. Знание закономерностей и развития организма в онтогенезе позволяет управлять процессом отбора на этапах многолетней подготовки.