Реальная цель воспитания. Наряду с идеальной существует и реальная цель воспитания, т. е. такая цель, которая может быть осуществлена (реализована) в конкретном обществе и по отношению к конкретным людям.
Реальные цели воспитания в отличие от идеальных не являются раз и навсегда заданными. Они изменяются в зависимости от целого ряда условий.
Реальные цели воспитания имеют исторический характер. На разных этапах развития человеческого общества ставились разные цели в зависимости от политики государства и от господствующей в нем идеологии.
Реальные цели воспитания всегда направлены на удовлетворение потребности общества в тех или иных качествах человека, в качествах, которые могут служить укреплению ценностных ориентации данного общества.
Сформулированная обществом реальная цель воспитания носит объективный характер. Это значит, что она отражает принятые обществом ценности и направлена на воспитание необходимых обществу людей. При ее разработке, естественно, учитываются объективные закономерности развития человека, особенности культуры, быта, традиций и т.д.
Цели воспитания могут носить и субъективный характер. Как правило, это происходит в том случае, когда конкретная семья формулирует для себя, каким она хочет вырастить своего ребенка. Такая цель может совпадать с реальной объективной целью, а может и вступать с нею в противоречие, что, чаще всего, пагубно отражается на развивающейся личности. Между тем, позитивность субъективных целей воспитания выражается в том, что при их формулировании и реализации родители учитывают индивидуальные особенности развития своего ребенка и создают соответствующие для этого условия.
Государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) не обладают правом формулировать такую цель воспитания детей, которая бы не совпадала с реальной объективной целью, заданной Госстандартом. Частные же ДОУ могут принимать субъективные цели, но они, опять-таки, не должны вступать в противоречие с тем же Госстандартом.
Таким образом, цель воспитания является основополагающей категорией педагогики. От нее зависят задачи, содержание, методы воспитания. Реальная цель воспитания едина для всех возрастных групп, однако наполняется она тем содержанием, которое реально ими выполнимо.
Для системы дошкольного образования реальной целью является воспитание эмоционально благополучного, гармонично развитого счастливого ребенка.