Развитие гибкости у дошкольников

Гибкость как психофизическое качество характери­зует степень подвижности звеньев (т.е. эластичности мышц и связок, формы суставов) опорно-двигательного аппарата человека при выполнении им движений с определенной амплитудой. С биологической точки зрения гибкость как показатель морфофункционального свойства организма человека обусловлена состоянием центральной нервной системы (т.е. степенью относительного торможения в коре больших полушарий головного мозга), а также генетиче­скими особенностями развития его организма, а потому довольно сложно поддается внешним факторам воздейст­вия в виде тренировки.

В теории и методике физического воспитания гиб­кость принято делить на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движе­ний, а вторая — его способность выполнять те же двига­тельные действия, но уже с максимальной амплитудой движений. Следовательно, режимы интенсивности, в кото­рых она проявляется, имеют достаточно широкий диапазон действия — от слабой в пассивном состоянии до макси­мальной — в активном .

В отличие от других двигательных способностей гиб­кость начинает ухудшаться еще до начала поступления ре­бенка в школу. При этом, увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.

Проведенные исследования выявили лишь половые особенности развития данного психофизического качества у детей в возрастном интервале от 4 до 7 лет. При этом, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов у детей уменьшается уже в среднем на 25% от исходного уровня. Поэтому педагогам по физическому воспитанию и воспи­тателям крайне необходимо уделять особое внимание раз­витию данного двигательного качества еще в дошкольном возрасте, поскольку, именно здесь имеются все биологиче­ские предпосылки для его успешного развития. Недостаток же его может отрицательно сказаться на развитии вынос­ливости, быстроты, ловкости и силовых способностей, а также снижать темп усвоения ребенком новых движений.Таким образом, увеличение объема двигательной ак­тивности детей в режиме дня в целом положительно влияет на темпы роста 5 из 7 психофизических качеств: скорост­ных; общей и силовой видов выносливости; скоростно-силовых, а также координационных. При этом, независимо от режима двигательной активности уровень развития лов­кости и гибкости, у девочек в возрастном интервале от 4 до 7 лет остается выше, чем у мальчиков того же возраста, что указывает на признаки полового диморфизма основных жизнеобеспечивающих функций их организма на данном этапе онтогенеза.

Оставьте комментарий