Психофизиологические основы обучения двигательным действиям.Третий этап. Закрепление и совершенствование двигательного умения с переводом его в режим двигательного навыка.

Третий этап. Закрепление и совершенствование двигательного умения с переводом его в режим двига­тельного навыка, в основе которого расчленённость бо­лее сложных технических элементов на составные части при сохранении целостности общего рисунка движения (т.е. процесс активизации работы различных сенсорных систем организма, который не может быть включен без ра­боты первых двух этапов)

. Задачи:

—    закрепление приобретённого двигательного умения в иг­ровой ситуации и реальных условиях жизни;

—     словесно регулировать выполнение движения в творче­ских заданиях;

—       стимулировать самостоятельное выполнение ребёнком всего движения без внешней помощи.

Методика:

—     особое внимание следует обращать на самостоятельный анализ ребенком собственных ошибок с применением кон­трастных и коррекционных движений (показ неправильно­го движения и выполнение правильного);

—     выполнение движений чёткое, эмоциональное и уверен­ное (при незначительных словесных замечаниях воспита­теля);

—    по отдельным (ярким) фрагментам движения ребёнок уз­наёт его и выполняет полностью и самостоятельно;

—      ребёнок сознательно воспринимает всё движение (уп­ражнение), действия его целенаправленны, экономичны и почти автоматизированы;

—    акцент делается качество выполнения;

—    ребёнку предлагаются творческие задания на закрепление и совершенствование двигательного умения; -произвольное выполнение движения в целом без ведущей роли сознания в его регуляции.

Есть умения, для освоения которых не требуется по­вторений. Например, достаточно объяснения педагога, как нужно держать мяч или обруч, и у детей после первой же попытки появится умение выполнять это действие сразу. Однако это зависит еще и от возраста ребенка. Ребенку ясельного возраста одного объяснения педагога будет явно недостаточно, ему необходим еще и показ. Однако боль­шая часть упражнений предполагает наличие у детей сложных умений, требующих многократного повторения для их правильного выполнения.

Двигательные навыки являются результатом хорошо отработанных умений и развиваются в процессе индиви­дуального опыта, представляя собой сложную систему ус- иовно-рефлекторных связей. Характерными особенностями двигательного навыка являются:

автоматизированный характер, как некоторых операций, гак и действия в целом; высокая быстрота действия;

стабильность итогов действия, несмотря на то, что они выполняются в новых условиях:

надежность и прочность, поскольку он не исчезает даже при продолжительных перерывах.

Сформированные ранее двигательные умения и на­выки могут облегчить или усложнить формирование но­вых. Положительное взаимодействие ранее приобретенных и вновь осваиваемых двигательных умений и навыков (так называемый «положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство. Напри­мер, навыки бросания предмета помогают освоить броски мяча вдаль. Наряду с положительным, в теории методике физического воспитания дошкольников выделяют и «отри­цательный перенос». Он возникает при одновременном ра­зучивании движений, которые имеют разные конечные фа­зы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может существенно замедлить формирование уме­ния приземляться в прыжках в высоту с разбега. Таким об­разом, при планировании работы по обучению детей дви­жениям педагогу необходимо иметь представление о Ха­рактере взаимодействия имеющихся и осваиваемых двига­тельных умений и навыков и учитывать данное обстоя­тельство.

Оставьте комментарий