Третий этап. Закрепление и совершенствование двигательного умения с переводом его в режим двигательного навыка, в основе которого расчленённость более сложных технических элементов на составные части при сохранении целостности общего рисунка движения (т.е. процесс активизации работы различных сенсорных систем организма, который не может быть включен без работы первых двух этапов)
. Задачи:
— закрепление приобретённого двигательного умения в игровой ситуации и реальных условиях жизни;
— словесно регулировать выполнение движения в творческих заданиях;
— стимулировать самостоятельное выполнение ребёнком всего движения без внешней помощи.
Методика:
— особое внимание следует обращать на самостоятельный анализ ребенком собственных ошибок с применением контрастных и коррекционных движений (показ неправильного движения и выполнение правильного);
— выполнение движений чёткое, эмоциональное и уверенное (при незначительных словесных замечаниях воспитателя);
— по отдельным (ярким) фрагментам движения ребёнок узнаёт его и выполняет полностью и самостоятельно;
— ребёнок сознательно воспринимает всё движение (упражнение), действия его целенаправленны, экономичны и почти автоматизированы;
— акцент делается качество выполнения;
— ребёнку предлагаются творческие задания на закрепление и совершенствование двигательного умения; -произвольное выполнение движения в целом без ведущей роли сознания в его регуляции.
Есть умения, для освоения которых не требуется повторений. Например, достаточно объяснения педагога, как нужно держать мяч или обруч, и у детей после первой же попытки появится умение выполнять это действие сразу. Однако это зависит еще и от возраста ребенка. Ребенку ясельного возраста одного объяснения педагога будет явно недостаточно, ему необходим еще и показ. Однако большая часть упражнений предполагает наличие у детей сложных умений, требующих многократного повторения для их правильного выполнения.
Двигательные навыки являются результатом хорошо отработанных умений и развиваются в процессе индивидуального опыта, представляя собой сложную систему ус- иовно-рефлекторных связей. Характерными особенностями двигательного навыка являются:
автоматизированный характер, как некоторых операций, гак и действия в целом; высокая быстрота действия;
стабильность итогов действия, несмотря на то, что они выполняются в новых условиях:
надежность и прочность, поскольку он не исчезает даже при продолжительных перерывах.
Сформированные ранее двигательные умения и навыки могут облегчить или усложнить формирование новых. Положительное взаимодействие ранее приобретенных и вновь осваиваемых двигательных умений и навыков (так называемый «положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство. Например, навыки бросания предмета помогают освоить броски мяча вдаль. Наряду с положительным, в теории методике физического воспитания дошкольников выделяют и «отрицательный перенос». Он возникает при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может существенно замедлить формирование умения приземляться в прыжках в высоту с разбега. Таким образом, при планировании работы по обучению детей движениям педагогу необходимо иметь представление о Характере взаимодействия имеющихся и осваиваемых двигательных умений и навыков и учитывать данное обстоятельство.