ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ». Авторский коллектив — сотрудники Института
дошкольного образования и семейного воспитания РАО под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.А. Венгера, В основу программы положены два теоретических положения.
Первое — это теория А.В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития, перехода от утилитарного понимания дошкольного детства к его гуманистическому понимаю. Установка на «самоценность» подразумевает отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания ему чуждых его интересам и склонностям видов деятельности и форм обучения. Согласно данной теории, основной путь развития ребенка — это амплификация развития, т.е. его обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребенка формами и способами деятельности.
Второе — это концепция JI.A. Венгера о развитии способностей, которые понимаются как универсальные действия, ориентировки, в окружающем с помощью специфических для ребенка образных средств решения задач. Основным при этом является построение и использование образов, соответствующих фиксированным в человеческой культуре формам отображения свойств предметов и явлений, их связей и отношений. В процессе восприятия — это образы, соответствующие сенсорным эталонам — общепринятым образцам внешних свойств (формы, цвета, величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, фонематического строя речи и др.). В процессе наглядно-образного мышлении и воображения — это образы, соответствующие различным видам наглядных моделей (схемам, чертежам, планам, графикам и т.п.).
Детские виды деятельности содержат богатейший материал для овладения образными формами опосредствования. Однако эти способности развиваются у детей неравномерно, а их потенциальные возможности используются далеко не полностью. Только при специальном педагогическом руководстве происходит повышение уровня когнитивного развития детей, значительные продвижения не только в овладении самими детскими видами деятельности, но и в решении широкого круга задач, в том числе и творческого характера. Автором выделяются сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие способности, которые позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а в конце дошкольного возраста и осознанно относиться к собственной деятельности.