Занятия по развитию речи и ознакомлению с детской художественной литературой включают в себя:
— развитие эмоциональной сферы ребенка и усвоение морально- этических норм (виды работ: чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации);
— освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности; развитие звуковой стороны речи);
— развитие познавательных способностей при ознакомлении с детской художественной литературой (развитие наглядных форм символизации — умение использовать символическое обозначение персонажей сказок).
Конструктивная деятельность детей в значительной степени связана с сюжетной игрой. Создаваемые ими постройки носят условный характер и лишь общей формой напоминают конструируемый предмет. Но даже и это требует от детей умения осуществлять сравнительно четкую ориентировку в свойствах и отношениях предметного мира.
В изобразительной деятельности ставится задача не столько формального освоения детьми живописных приемов, сколько умения создать художественный образ средствами живописи (предметной и беспредметной). Поэтому с первых занятий цветом важен акцент на символике и выразительности.
Игровая деятельность предоставляя ребенку возможность реализовать свои потребности и интересы, является важным средством его развития. В игре воспитатель формирует у детей умения, необходимые для сюжетной игры и игры с правилами — основных видов игровой деятельности.
Деятельность воспитателя в средней группе направлена на развитие умственных и художественных способностей у детей. Основной задачей является развитие способности к наглядному моделированию. Эта задача решается путем формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов.
Основные типы моделей, которыми овладевают дети, это графический план, используемый прежде всего при ознакомлении детей с пространственными отношениями, а также графические модели предметов, применяемые при решении конструктивных задач. В средней группе продолжается усвоение различных форм символизации, которое служит основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.
При ознакомлении детей с художественной литературой предусматривается дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости на литературные произведения и освоение сведений об окружающем мире. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности включает ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение звуковой лексикой и грамматической культурой, развитие связной и выразительной речи. Формирование познавательных способностей строится па заданиях, направленных на развитие мышления и воображения у детей.
В работе с детьми по конструированию основное внимание уделяется овладению модельным представлением, посредством которого в предметах выделяются существенные свойства и отношения.
Развитие элементарных математических представлений ориентировано на дочисловой период. Основной задачей является обучение детей выделению свойств предметов, связанных с величиной и количеством.
В средней группе новой задачей является развитие предметной стороны детской изобразительной деятельности посредством специально поставленных заданий в рисовании и лепке. Большое внимание уделяется построению предметного рисунка и передаче основных отношений и характеристик предмета: его структуры, особенностей формы, характерных признаков, относительных размеров и функций.
Игра продолжает оставаться существенной составляющей жизни детей. Поэтому воспитатель должен обеспечить условия для свободной самостоятельной игры, способствовать развитию у детей интереса к игре, воспитывать умение детей занять себя самостоятельно игрой, привлекая сверстников.