ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- Дом радости.Часть1

Идея программы: преодолеть на основе интеграции и ком- плексного подхода сложившуюся в практике дошкольного образова­ния межпредметную, междеятельностную раздробленность и по­строить целостный педагогический процесс в каждой возрастной группе.

Основная цель — содействие обогащению всестороннего развития неповторимой индивидуальности ребенка и его наставника. Содействие понимается авторами на основе анализа философских понятий как взаимодействие двух или более систем, которое обеспе­чивает сохранение друг друга. Речь идет о взаимодействии таких сис­тем, как РЕБЕНОК — ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛИ — РЕБЕНОК, ПЕДАГОГ — РОДИТЕЛИ. Обеспечивается такое сохранение в условиях со­ответствующей организации всей жизни и деятельности ребенка в целом. Эта важная для понимания программы мысль была реализова­на в научно-методической системе с заранее заданными показателями эффективности.

Программа представляет собой научно разработанный проект- сценарий, обеспечивающий работу воспитателя на основе заданной хроноструктуры целостного педагогического процесса. Впервые вос­питатели получают новую форму организации труда: план-сценарий с режимом 12-часового пребывания ребенка в ДОУ. Он построен с уче­том общего биологического закона ритмоколебательного характера всех физиологических функций человека. «Подневный» план- сценарий раскрывает содержание и методику работы как с целой группой, так и с подгруппой детей, а главное, с каждым из воспитан­ников группы по всем известным направлениям педагогического процесса.

В программе раскрываются условия и методические приемы такой организации, при которой ребенок непрерывно и разнообразно занят, но при этом ощущает себя свободным от внешнего воздейст­вия, выполняет то, что для него значимо и интересно.

Овладение деятельностью включает в себя 3 взаимосвязанных признака: инициативу; независимость и ответственность.

Поскольку развитие индивидуальности, по мнению авторов, опре­деляется самостоятельным выполнением деятельности, следователь­но, ребенок должен овладеть этой самостоятельной деятельностью.

Важно научить ребенка учиться любому заинтересовавшему его виду деятельности. Учитывая, что у детей разный уровень развития, необ­ходимо максимально использовать все дидактико-методические воз­можности и строить обучение на основе интеграции эмоциональной, волевой и познавательной сторон учебной деятельности каждого вос­питанника. Особое внимание должно быть направлено на обогащение и развитие игры, труда, познания и общения. Это значит, что каждая минута жизни ребенка в ДОУ должна воспитывать индивидуаль­ность.

Необходимость обеспечения совокупности формирования дет­ских видов деятельности требует выделения в них общего, стержне­вого. Такой механизм единого начала любого вида деятельности ви­дится авторам во взаимосвязи компонентов, обозначаемых понятия­ми: цель, предмет, средства, действия, результат. Модель структуры деятельности представлена для ребенка образно в виде системы пальцев руки. Мизинец означает цель деятельности (что задумали, что хотим сделать?); безымянный — предмет (из чего хотим сделать, что надо преобразовать?); средний — средства (чем надо делать?); указательный — действия (как делать по порядку?); большой палец, поднятый вверх, — достигнут результат (что получилось, соответству­ет ли замыслу?).

Оставьте комментарий