Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию дошкольников, особенно последнего десятилетия, показывает, наряду с разработками и внедрением в систему дошкольного образования различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий, наличие для многих из них общей проблемы, которая касается организации физкультурных занятий. Речь идет о проблеме целеполагания в структуре физкультурного занятия, где у подавляющего большинства авторов остается традиционно формальный подход: у физкультурного занятия как педагогической системы отсутствует ведущий компонент — цель, что противоречит основному принципу системности. Вместо цели, как правило, присутствует главная (или основная) задача. Однако задача, какой бы она не была — лишь способ достижения поставленной цели, или тактика, отвечающая на вопрос, — как это сделать?, которая по существу не может подменять собой стратегию и соответственно вопрос, — зачем это делать? Наличие в объясни тельной записке множества программ дошкольного образования общей цели на сохранение и укрепление здоровья детей средствами физического воспитания представляет собой лишь программное заявление (или декларацию) в системе предполагаемого образовательного процесса и не более. Следовательно, отсутствие цели у конкретного физкультурного занятия не дает возможности рассматривать, его как целостную педагогическую систему в образовательном процессе. Научить ребенка какому-либо двигательному действию или движению несложно, вопрос, — зачем этому учить? Почему, именно, этим действиям или движениям, а не другим, может быть более доступным и более интересным для ребенка? Где пределы необходимого- и желаемого? И наконец, какова физиологическая стоимость (т.е. степень воздействия физической нагрузки на основные органы и физиологические системы организма ребенка) осваиваемых им упражнений, если статистика показывает, что тенденция снижения состояния здоровья (слабое физическое развитие и уровень двигательной подготовленности, различные нарушения опорно-двигательного аппарата и, прежде всего, осанки, увеличение темпов роста хронических заболеваний и ряд других показателей) у детей к 7 годам продолжает сохраняться? Одной из причин такого положения, по нашему мнению, является существующая в теории и практике физического воспитания дошкольников целевая установка на освоение детьми преимущественно двигательных умений и навыков, которая в настоящее время теряет свою актуальность, требуя глубокого анализа и, возможно, пересмотра некоторых концептуальных положений.
Нарушение иерархии в вертикали компонентов физкультурного занятия (цель — задачи — содержание — резуль-
тат) привело к появлению определенного перекоса при постановке задач. В теории и методике физического воспитания дошкольников принято выделять три группы задач: оздоровительную, образовательную и воспитательную, что совершенно оправдано, поскольку единственно верным при формировании здоровья дошкольника является комплексный подход. Однако в научно-методической литературе подавляющее большинство авторов, как правило, акцентируют внимание только на задачах, преимущественно, труппы образовательной и воспитательной направленности: обучить двигательному действию; закрепить двигательное умение; совершенствовать двигательные навыки и т.д. Это, по нашему мнению, делает физкультурное занятие достаточно жестким и урокоподобным. Практика показывает, что в таком занятии все более теряется заложенная изначально основная идея гармоничного физического развития (это, прежде всего, развития жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем), а уже затем, как производной физического развития, а не наоборот, развития двигательной подготовленности детей средствами движений. Жесткая установка на освоение двигательных умений и навыков существенно ослабила на физкультурном занятии взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания, превратив его (по сути) в «натаскивание» детей на их овладение, что является ложным (или квази) результатом.