Принцип доминанты. Биологическая активность организма ребенка на данном возрастном этапе, т.е. наилучшие психофизиологические предпосылки для формирования в соответствующих центрах коры больших полушарий головного мозга необходимого «структурного следа», а также, наблюдаемая, в результате этого, повышенная динамика темпов развития у него определенных психофизических качеств, позволили нам выделить их как исходную целевую установку физкультурного занятия. Следовательно, целью конкретного физкультурного занятия становится развитие одного из психофизических качеств. Однако это вовсе не исключает на таком занятии работы педагога по физическому воспитанию над другими психофизическими качествами ребенка, речь идет лишь о приоритетности развития одного из них, достижение которого в большей степени обеспечивается решением всех трех групп задач и соответствующим содержанием.
Исследования показывают, что эффективность формирования любого «структурного следа» на уровне корковых образований головного мозга обусловлена биологическим законом многократного воздействия раздражителя на определенные рецепторные зоны. Опираясь на данное положение, мы полагаем необходимым сохранять единую целевую установку на развитие какого-либо одного психофизического качества в течение 2-3 (а в некоторых случаях — . и большего количества) занятий. Чтобы исключить односторонность процесса развития и обеспечить его равномерность, психофизические качества должны обязательно меняться в зависимости от степени воздействия физической нагрузки на организм ребенка.
В теории и методике физического воспитания принято выделять пять основных психофизических качеств (общую выносливость, гибкость, быстроту, ловкость и силу) и некоторые смежные (силовую выносливость, скоростную выносливость, скоростно-силовые, координационные качества и др.). К наиболее адекватным физиологическим возможностям растущего организма ребенка мы относим, общую и силовую выносливость, гибкость, быстроту, ловкость, а также координационные и скоростно-силовые качества.
Данный принцип позволяет воспитателю значительно расширить двигательный арсенал ребенка, используя разнообразные средства физического воспитания с учетом состояния его здоровья, имеющегося двигательного опыта, конституциональных особенностей организма и общего уровня развития, сохраняя, при этом, единую целевую установку.