Принцип доминанты в построении физкультурного занятия у детей дошкольного возраста

Принцип доминанты. Биологическая активность ор­ганизма ребенка на данном возрастном этапе, т.е. наилуч­шие психофизиологические предпосылки для формирова­ния в соответствующих центрах коры больших полушарий головного мозга необходимого «структурного следа», а также, наблюдаемая, в результате этого, повышенная ди­намика темпов развития у него определенных психофизи­ческих качеств, позволили нам выделить их как исходную целевую установку физкультурного занятия. Следователь­но, целью конкретного физкультурного занятия становится развитие одного из психофизических качеств. Однако это вовсе не исключает на таком занятии работы педагога по физическому воспитанию над другими психофизическими качествами ребенка, речь идет лишь о приоритетности раз­вития одного из них, достижение которого в большей сте­пени обеспечивается решением всех трех групп задач и со­ответствующим содержанием.

Исследования показывают, что эффективность фор­мирования любого «структурного следа» на уровне корко­вых образований головного мозга обусловлена биологиче­ским законом многократного воздействия раздражителя на определенные рецепторные зоны. Опираясь на данное по­ложение, мы полагаем необходимым сохранять единую це­левую установку на развитие какого-либо одного психофи­зического качества в течение 2-3 (а в некоторых случаях — . и большего количества) занятий. Чтобы исключить одно­сторонность процесса развития и обеспечить его равно­мерность, психофизические качества должны обязательно меняться в зависимости от степени воздействия физиче­ской нагрузки на организм ребенка.

В теории и методике физического воспитания приня­то выделять пять основных психофизических качеств (об­щую выносливость, гибкость, быстроту, ловкость и силу) и некоторые смежные (силовую выносливость, скоростную выносливость, скоростно-силовые, координационные каче­ства и др.). К наиболее адекватным физиологическим воз­можностям растущего организма ребенка мы относим, об­щую и силовую выносливость, гибкость, быстроту, лов­кость, а также координационные и скоростно-силовые ка­чества.

Данный принцип позволяет воспитателю значительно расширить двигательный арсенал ребенка, используя раз­нообразные средства физического воспитания с учетом со­стояния его здоровья, имеющегося двигательного опыта, конституциональных особенностей организма и общего уровня развития, сохраняя, при этом, единую целевую ус­тановку.

Оставьте комментарий