Принципы физического воспитания

Слово «принцип» означает основное исходное положение какой- либо теории, учения, науки и т.п.

Применительно к физическому воспитанию понятие принцип озна­чает основные правила, исходные положения при занятиях физичес­кими упражнениями. Знание спортивным педагогом принципов обучения в физическом воспитании позволяет успешно решать поставленные задачи, правильно распределять нагрузку с учетом возрастных осо­бенностей занимающихся, реализовывать поставленные задачи в уро­ке и т.п. Знание принципов физического воспитания позволяет педаго­гу воспитывать разностороннюю гармонически развитую личность, го­товить занимающихся к трудовой военной и социальной деятельности; развивать умственные способности.

В системе образования и воспитания, в сфере физической культуры и спорта имеют место общепедагогические принципы — сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации.

Принцип сознательности предполагает формирование у занимаю­щихся высоких морально-психологических и профессиональных ка­честв личности, сознательное отношение к физическим упражнениям, знание закономерностей формирования двигательных навыков, пред­видение результатов своей деятельности и постановка реальных задач.

В процессе физического воспитания педагог должен сформировать у учащихся сознательное отношение к занятиям физическими упражне­ниями; устойчивые мотивы к занятиям физическими упражнениями.

Активность — это величина, проявляемая человеком в деятельности, степень его включения в работу. Активность человека зависит от созна­ния, которое направляет и регулирует деятельность при помощи зна­ния, мотивации, потребности, интересов и цели. Из данного принципа вытекают следующие требования:

1.  Постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися.

2.   Сознательное изучение и освоение двигательных действий в педа­гогическом процессе.

В связи с этим постоянно должна пересматриваться доступность средств и методов физического воспитания. Оценка их доступности складывается из двух моментов. Во-первых, из оценки их как таковых безотносительно к контингенту занимающихся. Во-вторых, из сопос­тавления этой оценки с факторами, связанными общими и индивиду­альными особенностями занимающихся в их динамике.

Таким образом, задача реализации принципа доступности и индиви­дуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрез­вычайно сложной меняющейся картиной множества различных факто­ров, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо пред­видеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного про­граммирования воздействий.

Оставьте комментарий