Достаточно противоречивой в организации физкультурного занятия дошкольников выглядит постановка задач группы воспитательной направленности. Наряду с воспитанием доброты, эмоциональной отзывчивости, коллективных действий, уважительного отношения к более слабым, трудолюбия, волевых усилий, основных норм поведения и т.д., что, безусловно, способствует лучшей социализации личности ребенка в обществе, отдельные авторы пытаются воспитывать на физкультурном занятии и психофизические качества и способность, характеризующуюся единством психомоторики и ресурсных физиологических возможностей организма ребенка. К ним относятся: общая выносливость, гибкосгь, быстрота, сила и другие, что, на наш взгляд, невозможно, в принципе. Во-первых, потому, что воспитание уже по определению представляет собой целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование личностных качеств человека с целью приобщения его (посредством воздействия семьи, среды и системы образования) к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором он живет непосредственно, а психофизические качества не относятся к личностным. Во вторых, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь обеспечиваем в этот период динамику развития адекватных возможностям организма ребенка его психофизических качеств, создавая для этого оптимальные организационно- педагогические и психологические условия. Воспитывать, по нашему мнению, можно потребность ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т.д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания), и в соответствие с этим, поведения. А, всякая, воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма, — есть категория нравственная.
Совершенно неоправданным в организации физкультурного занятия является, на наш взгляд, отсутствие группы задач оздоровительной направленности. Это обстоятельство, во-первых, вызывает явное противоречие с основными положениями концепции дошкольного воспитания, где приоритетным направлением определено сохранение, укрепление и формирование здоровья детей. Во- вторых, с целевой установкой любой образовательной программы для дошкольников, где в объяснительной записке жирным шрифтом выделено «…сохранение и укрепление здоровья ребенка средствами физического воспитания». И, в-третьих, именно эта группа задач, в первую очередь, способствует (или не способствует) сохранению и укреплению основных жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем организма ребенка. Учитывая тенденцию снижения состояния здоровья дошкольников, особенно, в последнее десятилетие, эта группа задач, наряду с прочими, становится более чем актуальной.
Таким образом, результаты проведенного анализа научно-методической литературы и практической деятельности учреждений дошкольного образования по физическому воспитанию детей позволили нам сделать предположение о том, что в организации физкультурного занятия, как педагогической системы, в настоящее время наблюдается определенный кризис, который обусловлен: — наличием в теории и практике физического воспитания дошкольников прежней, очевидно переставшей быть актуальной в настоящее время, целевой установки на овладение детьми преимущественно двигательными умениями и навыками;
нарушением в структуре физкультурного занятия основного принципа иерархии основных компонентов системы.
Отсюда перекос в задачах (отсутствие комплексного подхода); определенная ограниченность педагога по физическому воспитанию в подборе двигательного материала на физкультурном занятии, и, как результат, существенные затруднения ребенка в реализации своей биологической потребности в движениях, отрицательные эмоции и снижение мотивации к двигательной деятельности.
Нами разработана и в течение ряда лет экспериментально апробирована современная концептуальная модель организации физкультурного занятия дошкольников на основе системного подхода. В основу данной концепции положены три базовых принципа: принцип системности; принцип доминанты и принцип вариативности средств физического воспитания.