Постановка задач в структуре физкультурного занятия

Достаточно противоречивой в организации физкуль­турного занятия дошкольников выглядит постановка задач группы воспитательной направленности. Наряду с воспи­танием доброты, эмоциональной отзывчивости, коллектив­ных действий, уважительного отношения к более слабым, трудолюбия, волевых усилий, основных норм поведения и т.д., что, безусловно, способствует лучшей социализации личности ребенка в обществе, отдельные авторы пытаются воспитывать на физкультурном занятии и психофизические качества и  способность, характеризующуюся единством психомоторики и ресурсных физиологических возможностей организма ребенка. К ним относятся: общая выносли­вость, гибкосгь, быстрота, сила и другие, что, на наш взгляд, невозможно, в принципе. Во-первых, потому, что воспитание уже по определению представляет собой целе­направленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование личностных качеств человека с целью при­общения его (посредством воздействия семьи, среды и сис­темы образования) к общепринятым ценностям конкретно­го общества, в котором он живет непосредственно, а пси­хофизические качества не относятся к личностным. Во вторых, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и бы­строта) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образова­ния, сколько от морфофункционального состояния опреде­ленных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только раз­виваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психо­физических качеств. Следовательно, их развитие не начи­нается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь обес­печиваем в этот период динамику развития адекватных возможностям организма ребенка его психофизических ка­честв, создавая для этого оптимальные организационно- педагогические и психологические условия. Воспитывать, по нашему мнению, можно потребность ребенка в движе­ниях, здоровом образе жизни и т.д. И это совершенно оп­равдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно фор­мируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания), и в соответствие с этим, поведения. А, всякая, воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма, — есть категория нравственная.

Совершенно неоправданным в организации физкуль­турного занятия является, на наш взгляд, отсутствие груп­пы задач оздоровительной направленности. Это обстоя­тельство, во-первых, вызывает явное противоречие с ос­новными положениями концепции дошкольного воспита­ния, где приоритетным направлением определено сохране­ние, укрепление и формирование здоровья детей. Во- вторых, с целевой установкой любой образовательной про­граммы для дошкольников, где в объяснительной записке жирным шрифтом выделено «…сохранение и укрепление здоровья ребенка средствами физического воспитания». И, в-третьих, именно эта группа задач, в первую очередь, спо­собствует (или не способствует) сохранению и укреплению основных жизнеобеспечивающих органов и физиологиче­ских систем организма ребенка. Учитывая тенденцию сни­жения состояния здоровья дошкольников, особенно, в по­следнее десятилетие, эта группа задач, наряду с прочими, становится более чем актуальной.

Таким образом, результаты проведенного анализа на­учно-методической литературы и практической деятельно­сти учреждений дошкольного образования по физическому воспитанию детей позволили нам сделать предположение о том, что в организации физкультурного занятия, как педа­гогической системы, в настоящее время наблюдается опре­деленный кризис, который обусловлен: — наличием в теории и практике физического воспитания дошкольников прежней, очевидно переставшей быть акту­альной в настоящее время, целевой установки на овладение детьми преимущественно двигательными умениями и на­выками;

нарушением в структуре физкультурного занятия основ­ного принципа иерархии основных компонентов системы.

Отсюда перекос в задачах (отсутствие комплексного подхода); определенная ограниченность педагога по физи­ческому воспитанию в подборе двигательного материала на физкультурном занятии, и, как результат, существенные затруднения ребенка в реализации своей биологической потребности в движениях, отрицательные эмоции и сниже­ние мотивации к двигательной деятельности.

Нами разработана и в течение ряда лет эксперимен­тально апробирована современная концептуальная модель организации физкультурного занятия дошкольников на ос­нове системного подхода. В основу данной концепции по­ложены три базовых принципа: принцип системности; принцип доминанты и принцип вариативности средств фи­зического воспитания.

Оставьте комментарий