Большой интерес у детей разных групп дошкольного возраста вызывают подготовительные упражнения, которые, каждое по-своему, способствуют формированию у детей «чувства мяча» или, другими словами, «школы мяча». В сравнении с собственно самим метанием они считаются простыми, поскольку выполняются преимущественно той или другой рукой под контролем зрения. Наиболее распространены броски мяча с отскоком о пол и последующая его ловля. Самым важным и понятным детям критерием качества является: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимулирующие ориентиры различны; выше головы, выше натянутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше столбика, до потолка и т.д. Варьирование и усложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений: в младших возрастных группах — «чистые» броски; в средней, старшей и подготовительной — с промежуточным движением между броском и ловлей. Кроме того, в средней и старшей возрастных группах, но особенно в подготовительной, очень интересны и целесообразны приемы ловли мяча на открытую ладошку, требующие от ребенка точности движения и являющиеся подготовительными к последующему обучению ведения мяча: когда мяч после отскока начинает падать вниз, надо подставить под него ладошку. Можно ловить то правой, то левой рукой. В последствии бросать одной, ловить на другую руку, первоначально с паузами, а позднее — слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.
Перебрасывание и ловля мяча требует от детей дифференцированных действий: захват мяча, сила замаха, траектория полета согласуется со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади).
В игровых заданиях детей следует приучать выполнять движения слитно. Особенно важно дифференцировать их движения с мячом, начиная с младших возрастных групп.
Пример. Разместив детей, педагог с одним из них показывает задание, Известно, что труднее поймать мяч, чем бросить. Поэтому первое действие — бросок совершает ребенок. При этом педагог демонстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программное требование «ловить мяч, не прижимая его к груди» можно только акцентируя шлепком момент ловли на подлете. «Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч…» В ответном броске ребенку можно приблизиться к нему, по существу вкладывая мяч в его вытянутые вперед ладошки.
После двух-трех показов педагогом упражнения в целом дети приступают к его самостоятельному выполнению. Полезно несколько раз выполнить действия одновременно по подсказке педагога, а затем дети бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить, что нельзя переступать черту, перед которой дети стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно увеличивать, стимулируя более энергичные и целенаправленные действия ребят. Младшие дети пытаются выполнять прицельные броски, старших же привлекают «обманные» движения, которые вынуждают ловящего сделать выпад вперед или в сторону, подбежать, подскочить, присесть, наклониться и др. Поэтому дети должны постепенно освоить разные способы перебрасывания мяча или предмета: снизу, двумя руками от груди, одной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но и интересных упражнений зависит от умений педагога создать соответствующий эмоциональный микроклимат.
Между тем, подготовительные к метанию упражнения, кроме стратегического, имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных умений ребенка. К тому же, все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможностью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной для детей, чем мяч! Мяч, как правило, всегда ассоциируется у ребенка с игрой. Не случайно, различные действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбор педагогом методов и приемов руководства данным видом деятельности ребенка, понимая, что дети в условиях детского сада играют в мяч в любое свободное время, как в организованных формах работы (физкультурные занятия, утренняя гигиеническая гимнастика, прогулка и др.) так и в разных формах активного отдыха.