Планирование процесса подготовки волейболистов

В волейболе вся подготовительная тренировочная рабо­та вместе с лечебно-оздоровительными и реабилитационны­ми мероприятиями трансформируется в планирование, ко­торое осуществляется на основе календаря соревнований и периодизации — деление подготовки на периоды, этапы, микроциклы. На каждом этапе решаются определенные за­дачи, которые способствуют становлению спортивной фор­мы волейболистов. Одни компоненты спортивной формы на различных этапах могут улучшаться, другие поддерживаться на достигнутом уровне, третьи могут ухудшаться. Такая волнообразность тренировочных нагрузок и создает необходимые условия для повышения подготовленности спортсменов, что должно отражаться в планировании тренировочного процес­са (с соблюдением других принципов тренировки).

Содержание процесса подготовки квалифицированных волейболистов раскрывается в перспективном плане (на 2-4 года), который детализируется в годовом, месячном и в пла­нах на микроцикл.

При составлении планов необходимо соблюдать следу­ющие общие положения:

—в тренировочном плане должны находить место толь­ко наиболее существенные результаты предварительных ис­каний и раздумий тренера;

—включенные в план составные части методики трени­ровки (средства, методы обучения — совершенствования, развития физических качеств и др.) должны всегда соотно­ситься с задачами подготовки на определенных этапах годич­ного цикла;

—все требования плана должны по возможности выра­жаться в численных показателях (метры, секунды, количе­ство).

После окончания главного соревнования сезона тренер анализирует:

—технико-тактическую подготовленность и ее реализа­цию каждым игроком и командой (по записям эффективно­сти технико-тактических действий);

—   динамику физической подготовленности и функцио­нального состояния игроков на протяжении прошедшего годичного цикла (поданным тестирования);

— психологическое состояние спортсменов (по экспер­тной оценке и заключению врача-психолога);

—объем и направленность тренировочных нагрузок (по журналу учета тренировочной работы);

—отношение игроков к тренировке и соревнованиям (по экспертной оценке тренерского штаба и по журналу учета);

—комплектование команды.

Такой анализ дает возможность получить ответы на сле­дующие вопросы:

а) вышла ли команда (игроки) на намечавшиеся рубежи;

б)  как игроки осваивали тренировочную и соревнова­тельную нагрузки;

в)  как развивалась спортивная форма волейболистов;

г)  кто и как проявил в соревнованиях технико-тактичес­кое мастерство.

Ответив на эти вопросы, тренер определяет причины ус­пеха (неуспеха) команды и на основании этого намечает ос­новные направления тренировочной работы на следующий годичный цикл. Учитываются также ряд дополнительных факторов, как то: учеба, работа и быт игроков, материальное обеспечение спортсменов, а также текущее развитие техники и тактики игры и специфика проведения соревнований.

Схематическое содержание годичного плана (один из вариантов) представлено ниже.

Оставьте комментарий