ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ САДУ

По мнению академика Б.Т. Лихачева, педагогический процесс в педагогике следует рассматривать как целенаправленное содержа- юльно насыщенное и организовано оформленное взаимодействие пе­дагогической деятельности взрослых и детей. Он представляет со­бой определенную систему, компоненты которой — содержание, формы и методы взаимодействия воспитателя и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педа­гогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.

Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. А его исполнителями всегда и обязательно являются две взаимосвязанные стороны — тот, кто воспитывает, и тот, кого воспи­тывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при ус­ловии активности обеих сторон.

Направление педагогического процесса на решение узкой зада­ми всегда является содержательной единицей общего педагогическо­го процесса и, несмотря на определенную автономность, связано с последним и зависит от него. Это происходит потому, что педагоги­ческий процесс обладает целостностью, общностью и единством.

Несмотря на некоторые различия, в развитии педагогических процессов в них можно выделить однотипные этапы: подготовитель­ный, основной и заключительный.

На первом подготовительном этапе педагог

—  определяет: цель и конкретные задачи;

—    выявляет: состояние вопроса и условия, в которых будет прохо­дить педагогический процесс;

—  планирует и прогнозирует: результат и схему самого процесса;

—   подбирает: содержание (дидактические единицы); формы организа­ции; методы и методические приемы воздействия с учетом постав­ленных задач, возраста детей и концепции воспитания (на современ­ном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода).

На основном этапе педагогом решаются поставленные воспи­тательно-образовательные задачи и поэтому он осуществляет:

—  непосредственное педагогическое взаимодействие с ребенком;

—    постоянный оперативный контроль за промежуточными результа­тами (это помогает обнаружить отклонения и ошибки);

—   производит анализ и коррекцию обнаруженных отклонений и оши­бок, внося необходимые дополнения и изменения в тот или иной компонент педагогического процесса;

—    поддерживает и учитывает обратную связь с ребенком — его от­ветную реакцию на воздействия.

На третьем заключительном этане происходит анализ полу­ченных результатов. При этом педагог

—    производит детальный анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков;

—  рассматривает:

правомерность поставленных задач,

адекватность избранных средств, методов и форм организации;

—   выявляет факторы, которые в наилучшей степени повлияли на по­лученный результат и наоборот (т.е. то, что оказалось мало действен­ным).

Оставьте комментарий