По мнению академика Б.Т. Лихачева, педагогический процесс в педагогике следует рассматривать как целенаправленное содержа- юльно насыщенное и организовано оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей. Он представляет собой определенную систему, компоненты которой — содержание, формы и методы взаимодействия воспитателя и детей. Слово «процесс» свидетельствует о растянутости во времени, а слово «педагогический» говорит о направленности на преобразование личности ребенка.
Педагогический процесс имеет цель, содержание, деятельность и результат. А его исполнителями всегда и обязательно являются две взаимосвязанные стороны — тот, кто воспитывает, и тот, кого воспитывают. При этом педагогический процесс эффективен лишь при условии активности обеих сторон.
Направление педагогического процесса на решение узкой задами всегда является содержательной единицей общего педагогического процесса и, несмотря на определенную автономность, связано с последним и зависит от него. Это происходит потому, что педагогический процесс обладает целостностью, общностью и единством.
Несмотря на некоторые различия, в развитии педагогических процессов в них можно выделить однотипные этапы: подготовительный, основной и заключительный.
На первом подготовительном этапе педагог
— определяет: цель и конкретные задачи;
— выявляет: состояние вопроса и условия, в которых будет проходить педагогический процесс;
— планирует и прогнозирует: результат и схему самого процесса;
— подбирает: содержание (дидактические единицы); формы организации; методы и методические приемы воздействия с учетом поставленных задач, возраста детей и концепции воспитания (на современном этапе это концепция личностно-ориентированного подхода).
На основном этапе педагогом решаются поставленные воспитательно-образовательные задачи и поэтому он осуществляет:
— непосредственное педагогическое взаимодействие с ребенком;
— постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами (это помогает обнаружить отклонения и ошибки);
— производит анализ и коррекцию обнаруженных отклонений и ошибок, внося необходимые дополнения и изменения в тот или иной компонент педагогического процесса;
— поддерживает и учитывает обратную связь с ребенком — его ответную реакцию на воздействия.
На третьем заключительном этане происходит анализ полученных результатов. При этом педагог
— производит детальный анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков;
— рассматривает:
правомерность поставленных задач,
адекватность избранных средств, методов и форм организации;
— выявляет факторы, которые в наилучшей степени повлияли на полученный результат и наоборот (т.е. то, что оказалось мало действенным).