В этом возрасте построение в звенья проводится, как правило, перестроением детей через середину по три. В таком варианте каждый ребенок активен, он вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. В последнем случае целесообразно применить дробление и сведение.
Кроме того, уже возможны построения шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.
Повороты выполняются дошкольниками направо, налево, вполоборота направо и налево, а также кругом, как на месте, так и в движении. Используются простейшие способы поворотов — переступанием и прыжком. Существующий для взрослых способ поворота «по разделениям» дошкольникам практически недоступен, а потому и нецелесообразен. Учитывая простоту способа поворота пере- ступанием, при его выполнении детям не следует давать команды под счет, а только обозначить направление движения: «Нале-во», «Напра-во» и т.д. Аналогично выполняются повороты прыжком и в движении.
Размыкания и смыкания. Размыкания представляют собой различные способы увеличения интервала или дистанции строя. Смыкания же — обратный процесс размыкания или приемы уплотнения разомкнутого строя. Эти способы и приемы варьирования строя используются при подготовке к выполнению упражнений и игровых заданий, а также после их окончания. Выполняются они, как на месте, так и в движении в различных построениях — в колоннах, шеренгах и в кругу.
Размыкания выполняются обычным шагом, приставным шагом, прыжком и даже бегом. При этом и интервал, и дистанция могут определяться, как шагами, так и зрительным ориентиром (например, вытянутыми вперед или в стороны руками). Подавая команды или распоряжения к размыканию или смыканию, педагогу необходимо назвать величину интервала (или дистанции), способ выполнения и направление действий. Например, перед началом выполнения ОРУ на месте, когда дети стоят в шеренгу по одному и педагогу необходимо обеспечить безопасный интервал между детьми, он подает команду: «Внимание, на вытянутые руки в стороны «Разо-мк-нись!»
Все остальные виды ходьбы построены на отдельных признаках обычной ходьбы и являются ее производными. Эти виды ходьбы, как на физкультурных занятиях, так и в -режимных моментах пребывания детей в детском саду, выполняют различные функции, решая определенных образовательные задачи.
Пример, Ходьба на носках представляет собой напряженное движение, в котором ноги почти не сгибаются в коленях. В ходьбе с высоким подниманием бедра маховая нога поднимается до прямого угла между бедром и голенью, что способствует увеличению амплитуды движения. Ходьба на пятках существенно уменьшает длину шага и сильнее обычного напрягается спина. В гимнастической ходьбе шаг вообще выполняется с носка выпрямленной ноги, а руки при этом должны совершать широкие махи и т.д.
Процесс обучения детей разнообразным видам ходьбы осуществляется, в основном, на физкультурных занятиях на базе обычной ходьбы, требуя от них повышенного произвольного внимания.
Ходьба на физкультурном занятии включает, как правило, 3-4 разновидности, каждая из которых повторяется несколько раз, в зависимости от решаемых задач, возраста детей и уровня их двигательной подготовленности.