Организация обучения детей ОРУ в старшей возрастной группе

Организация обучения детей ОРУ в старшей возрас­тной группе (5-6 лет)  имеет свои методические осо­бенности:

1. Комплексы ОРУ направлены в основном на формирова­ние у детей правильной осанки, которая во многом зависит от положения позвоночника и таза, обеспечивая вырази­тельность движений:

а)   если мышцы туловища развиты равномерно, и тя­га мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц- разгибателей, то туловище и голова ребенка держатся прямо

б)   ценность представляют эстетические свойства природной среды, в которой проходят занятия: эстетиче­ски выдержанные формы физкулыпурно-спортивного обо­рудования; художественное оформление зала, а также не­поддельные чувства педагога, позволяющие ощутить ре­бенку всю заботу взрослого о его будущем здоровом физи­ческом состоянии.

2.   Общий смысл контроля за выполнением ОРУ состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного то­нуса у детей.

3.  Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исход­ном положении стоя, тяжесть тела равномерно распределя­лась на обе ноги.

4.   Привычка ослаблять одну йогу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону.

5.   Симметричные упражнения (наклоны в стороны, пооче­редное поднимание ног и др.) должны повторяться четное число раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одина­ковой.

6.   Как правило, ОРУ выполняются в коллективе, что спо­собствует развитию у детей организованности и дисципли­ны, обеспечивая тем самым возможность воспитательных воздействий в плане развития и формирования личностных качеств: уметь подчиниться требованиям для всех одно­временно начать и закончить упражнение, следовать опре­деленному подсчету педагога или музыкальному сопрово­ждению.

7.   В этом возрасте у детей наиболее эффективно воспиты­ваются самостоятельные умения и навыки (приносить, раз­давать и убирать пособия), для чего, крайне важно, созда­вая различные ситуации по обслуживанию других детей и самообслуживанию.

8.  Музыкальное сопровождение занятий способствует луч­шему освоению движений в ОРУ

Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений.

В соответствии с характером музыкального произ­ведения (энергичный, плавный и т.п.) движениями детей можно управлять так, чтобы они приобретали соответ­ствующий характер.

При этом, педагогу необходимо помнить, что:

–    движения детей становятся все более осознанными и но­сят, как правило, преднамеренный характер;

–      у детей развивается способность понимать задачу, по­ставленную педагогом, выполнять самостоятельно его ука­зания, сохраняя заданный способ;

–     активно развивается познавательная сфера детей, они в процессе обучения начинают обращать внимание на осо­бенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе;

–    во время объяснения у детей возникает мысленное пред­ставление о движении, его направлении, последовательно­сти его составных частей, они учатся постепенно планиро­вать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности;

–    дети этого возраста начинают упражняться в движениях самостоятельно по своей инициативе, многократно повто­рять их без напоминаний педагога, пытаясь освоить то, что вызывает у них те или иные затруднения;

–    при обучении основам техники движений в ОРУ, у детей данного возраста необходимо создавать представления о разнообразных способах движений, их назначении, сходст­ве и различиях в силе, скорости, направлении, характере, сложности и т.д.;

–      детей следует приучать отвечать на вопросы педагога, анализировать простейшие движения, оценивать их каче­ство, вычленять ведущие фазы, исправляя ошибки;

–       особое внимание педагогу следует уделять развитию приоритетных (с точки зрения физиологической предрас­положенности организма) психофизических качеств, осо­бенно скоростно-силовых и ловкости в упражнениях и подвижных играх;

–    фрагментарно (для выявления количественного и качест­венного результата движения детей) можно использовать и соревновательный метод, но обязательно через коллектив­ные формы организации;

— совершенствованию процесса освоения детьми ОРУ спо­собствуют возросшие в данном возрастном периоде функ­циональные возможности, а также приобретенный ими двигательный и социальный опыт;

— во избежание травм и взаимных помех, в тех случаях, ко­гда ОРУ в положении сидя и лежа, выполняются при по­строении детей в звенья, педагогу целесообразнее повер­нуть их вполоборота направо или налево;

–     если группа состоит из детей контрастного роста, то по­сле перестроения в звенья педагогу следует перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуть­ся кругом для того, чтобы те, кто меньше ростом, ока­зались впереди и могли его хорошо видеть;

–     в целях проверки качества практических умений детей ориентироваться самостоятельно в пространстве, в рамках занятий ОРУ им можно иногда разрешать размещаться на площадке хаотично, создавая для этого игровую ситуацию:

Пример. «Давайте посмотрим, все ли умеют находить себе удоб­ное место на площадке?».

–    для оптимального выполнения ОРУ в движении во время раздачи инвентаря (или пособий) детям данного возраста целесообразнее использовать самый рациональный способ

–    их разбор по ходу, уча детей делать это, не замедляя тем­па движения;

–    для исключения скованности движений и развития коор­динационных способностей при освоении детьми комплек­сов ОРУ с предметами (палки, обручи, кегли и т.д.) полез­но обучать их разным хватам этих предметов (сверху, за середину, снизу и т.д.);

–    самым характерным усложнением ОРУ в данной возрас­тной группе становится их выполнение под счет, что обес­печивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученное™ детей (счет должен быть ритмичным и фиксировать действие ребенка, особенно, при показе в процессе обучения);

На первом этапе нужно чередовать счет со словами- указаннями (…наклониться – выпрямиться… раз-два…);

–    при обучении детей ОРУ предварительный показ целесо­образнее осуществлять в сочетании с объяснением, исполь­зуя следующий порядок:

а)  назвать упражнение (это обеспечивает психоло­гическую готовность детей к действиям);

б) показать упражнение, сопровождая показ объяс­нением;

в) подготовить детей к выполнению, называя детапи исходного положения:

Пример. «Исходное положение «Узкая стойка», руки – в сторо­ны ладошками вверх…»;

г)  обеспечить одновременное начало выполнения уп­ражнения, командой «Упражнение, начи-най»;

д) упражнение следует начинать выполнять вместе с детьми, а после 2-3 повторений, дети продолжают вы­полнять его уже самостоятельно;

е) для одновременного завершения выполнения деть­ми упражнения перед последним повторением следует сделать акцент на счете «и, раз – два – три – закончши (или «стой»),

–    темп счета зависит от характера двигательных действий.

Прогибы и повороты туловища в положении лежа на спине или животе, поднимание прямых ног в положении сидя и им подобные следует выполнять в медленном тем­пе;

–      словесные комментарии (подсказки, советы, указания, оценки и т.д.), а также практическая помощь детям (под­держки, проводки и т.д.) должны вписываться в ритм и темп выполнения ими упражнений, не прерывая и, не оста­навливая остальных детей.

Оставьте комментарий