Обучение прыжкам в старшей и подготовительной возрастных группах

В старшей и подготовительной возрастных груп­пах (дети от 5 до 7 лет) педагогическая направленность ра­боты педагога с детьми заключается в формировании у них двигательной инициативы и самостоятельности. Это опре­деляет подбор педагогом прыжковых упражнений и техни­ку выполнения прыжков: стимулируются энергичные дей­ствия дошкольников, при этом можно практиковать уп­ражнения и соревновательного типа.

Дети начинают понимать взаимозависимость двига­тельных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем дальше прыгнешь.

При обучении детей данной возрастной группы спрыгивапию с предмета их нужно ориентировать призем­ляться не просто в круг, а в центр круга (например, «Кто точнее приземлится в круг»). Спрыгивать можно по- разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете и т.д. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия детей, страховка им все же необходи­ма. Поэтому место для приземления надо готовить тща­тельно. В зале нужен толстый гимнастический мат, а на участке песок в прыжковой яме, который надо обязательно взрыхлять.

В прыжках в длину с места, опираясь на естествен­ное стремление детей прыгнуть дальше, педагогу необхо­димо стимулировать их на высокие прыжки, учить груп­пироваться в полете и выбрасывать руки, а затем и ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет за­труднительны, то лучше прибегнуть к заданиям соревно­вательного типа; «Кто допрыгнет до зеленого кубика хорошо, до желтого — очень хорошо, а до красного — от­лично/»

Наряду с закреплением основ техники простейших видов прыжков в детей в этой возрастной группе начинает­ся обучение прыжкам с разбега в длину и в высоту. Глав­ная трудность в освоении — научиться отталкиваться после разбега одной ногой, а не двумя. Приобретенные из преды­дущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появления новых умений и даже причиной падения результатов. Поэтому педагогу нужно позаботиться о создании необходимых ус­ловий для успешного и безопасного обучения детей (гим­настические маты — в зале, прыжковая яма с песком или опилками — на участке, умелая страховка и т.д.).

Прыжки с разбега осваиваются детьми на протяже­нии нескольких занятий. На каждом из них ребята выпол­няют прыжок в целом, но требования к выполнению опре­деляются конкретными образовательными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети ос­ваивают предыдущую.

При обучении прыжкам в длину с разбега очень важно вызвать интерес детей: например, «…Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите…» После показа педагог отдельно демонстрирует главный элемент прыжка — отталкивание одной ногой, а приземле­ние на две. Затем идет повторный слитный показ прыжка в целом, после чего педагог поясняет детям, что далеко можно прыгнуть, если у человека хорошо развиты скоро- стно-силовые качества и координация движений. Опреде­лив целевую установку занятия, педагог формулирует главную образовательную задачу: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две. Имея такую мотива­цию, подкрепленную реальным показом, дети активно включаются в процесс освоения данного вида прыжка.

Важно чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Значение имеет каждый элемент органи­зации — это размещение детей, разметка, место педагога, готового подхватить теряющего равновесие ребенка. На следующем занятии, при закреплении данного движения, в зависимости от целевой установки может меняться и обра­зовательная задача, например: Цель — развитие координа­ции средствами упражнений смешанного характера. В этом случае, образовательная задача будет звучать как «Закрепление согласованности движений рук и ног в про­цессе отталкивания в прыжках в длину с разбега. Когда это умение освоено, детей можно учить отталкиваться, не пе­реступая черту.

Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добить­ся в полном смысле слова техничного прыжка с разбега, а потому не следует требовать от детей максимальных ре­зультатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои дейст­вия. Дощечку перед прыжковой ямой следует обозначить более выразительно (флажком, кубиком и т.д.).

Очень важно учить детей правильно разбегаться. Не случайно техника разбега совершенствуется на заключи­тельном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребе­нок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, ка­кую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае, можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: например, «Приготовиться!» — выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; «Можно!» — ребенок разбегается и прыгает. Уп­ражнение выполняется поочередно, т.к. требует страховки. Следующий ребенок разбегается, когда гимнастический мат или прыжковая яма свободны. По возможности дети должны стремиться выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, шаги стано­вятся короче, махи рук в направлении вперед-вверх корот­кие и энергичные.

Не смотря на многообразие подводящих упражнений, при обучении детей основам техники прыжка в длину с разбега они допускают типичные ошибки, представленные в таблице 12.

Таблица 12.

Типичные ошибки детей дошкольного возраста при обучении различным видам прыжков

Типичные ошибки

В 03]

эаст

4

5

6

7

В исходном положении низко опущенная голова + +
Слабый замах руками + + +
Поочередное отталкивание ногами + +
Жесткое приземление на прямые ноги + + + +
Неустойчивое приземление + + + +
Несоразмерность максимального отталкивания с жестким приземлением + + + +
Непопадание на место отталкивания + + +

Аналогично осваивается дошкольниками данной воз­растной группы и прыжок в высоту с разбега. Но в нем есть специфические сложности — надо преодолеть препят­ствие в виде мягкого резинового жгута на прыжковых стойках.

Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражне­ниям — бегу (в слабой и умеренной зонах мощности) с пе­репрыгиванием небольших высотой до 30-35 см препятст­вий. Это могут быть кочки, гимнастическая скамейка или кубы высотой до 20-25 см, мягкий резиновый жгут на стойках на той же высоте и т.д. К подводящим упражнени­ям можно отнести и прыжки с места через резиновый жгуг на высоте до 20-25 см после толчка одной ногой и призем­ления также на одну ногу. Те же упражнения следует про­делать и с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега.

Оставьте комментарий