Обмен углеводов и липидов у детей и подростков

Обмен углеводов и липидов у детей практически не отличается от их метаболизма у взрослого человека. В первые дни жизни ребенка происходит стабилизация углеводного обмена и переход от анаэробного гликолиза, характерного для плода, к аэробному окис­лению. Уровень глюкозы в крови ребенка соответствует уровню взрослого человека.

У детей дошкольного и раннего школьного возраста имеется склонность к гипогликемии (понижению концентрации глюкозы в крови) при недостаточном поступлении глюкозы с пищей. Это связано с несовершенством нейроэндокринной регуляции мобилиза­ции гликогена печени и повышенной утилизацией глюкозы тканями.

Утилизация глюкозы приходит к типу взрослых постепенно в возрасте 8-14 лет. Потребность в углеводах у ребенка довольно высока и составляет 10-15 г/кг массы тела для детей младшего школьного возраста и 15 г/кг и более для детей старшего школь­ного возраста.

Каждому периоду онтогенеза человека свойственны особенно­сти обмена липидов различных классов. Роль жиров в обеспечении энергетическим и пластическим материалом тем выше, чем мень­ше возраст ребенка. С момента рождения и до 6 лет размер адипоцитов (клеток жировой ткани) увеличивается в 3 раза, достигая размеров клеток взрослого человека в возрасте 12 лет. Количество адипоцитов увеличивается до 10-16-летнего возраста. Рост жиро­вых депо происходит нелинейно, жир накапливается постепенно в течение первых 9 месяцев жизни, затем незначительный прирост к 7 годам. Далее вновь наблюдается рост жировых депо с резким накоплением в подростковом периоде, зависящим от пола ребенка. В онтогенезе изменяется не только структура жировой ткани, но и ее состав. Жировая ткань новорожденных содержит 56,5% воды и 35,5% липидов, у взрослого человека — 71,7% липидов и 26,3% воды. С возрастом ребенка увеличивается отношение «ненасыщен­ные жирные кислоты/насыщенные жирные кислоты»; жирнокислотный состав жировой ткани стабилизируется к 5 годам.

Обмен жиров у детей носит неустойчивый характер. При зна­чительном расходе углеводов может иметь место истощение жиро­вых запасов.

У детей до 10 лет наблюдается повышенная склонность к об­разованию кетоновых тел — продуктов неполного окисления жир­ных кислот — и кетозу (снижению рН крови за счет накопления кетоновых тел).

При этом уровень кетоновых тел в крови отражает состояние не только липидного, но и углеводного и белкового метаболизма.

Уровень холестерина в сыворотке крови при рождении в 3-4 раза ниже, чем у взрослых, причем как свободного, так и связан­ного. Значительный прирост концентрации холестерина (в 1,5- 2 раза) за счет связанной формы происходит к концу первого года жизни. В дальнейшем к 12 годам уровень холестерина повышается за счет обеих его фракций. Более высокие изменения показателей липидного обмена возникают в период полового созревания и зависят от концентрации андрогенов и эстрогенов. У девочек установлены более высокие показатели в крови общего холестери­на, холестерина в липопротеидах низкой плотности (ЛПНП) и липопротеидах высокой плотности (ЛПВП). С возрастом уро­вень ЛПВП снижается, ЛПНП — повышается. Уже у детей от 2 до 14 лет содержание ЛПНП существенно не изменяется, но у маль­чиков 11-14 лет их концентрация ниже, чем у девочек, что связано с половыми различиями в гормональной регуляции обмена ве­ществ.

Функциональные и метаболические особенности, присущие де­тям и подросткам, являются одними из факторов, определяющих физическую работоспособность и развитие аэробной и анаэроб­ной производительности в онтогенезе.

Оставьте комментарий