Начальный отбор и спортивная ориентация.Часть1

Осознанный и стихийный, неуправляемый и организо­ванный спортивный отбор существует всегда. Однако эффективным отбор может быть лишь в случае, если его методиче­ское решение базируется на знании первичного и вторичного в процессе становления спортивного мастерства, причинно- следственных их взаимоотношениях.

На этапе освоения двигательных навыков и начальной спортивной подготовки, опытный преподаватель, тренер или инструктор, зная требования различных видов спорта и оцени­вая данные ребенка, всегда сочетает интересы начального от­бора и спортивной ориентации одновременно. В настоящее время, когда начальные занятия детей спортом переводят на самоокупаемость или обучение спортивным навыкам опреде­ляет наличие спортивной базы, вопросы начальной спортив­ной ориентации (как и отбор на этапе комплектования спор­тивной школы) приобретают особую актуальность.

Начальный отбор, как и спортивная ориентация, в пер­вую очередь основан на показаниях и противопоказаниях к за­нятиям спортом в целом и специализации в частности. Во многих видах спорта отбор существует еще до начальной под­готовки путем предварительного отсева детей и подростков на основе визуальной оценки индивидуальных особенностей. В качестве показаний и противопоказаний служат разные по ха­рактеру признаки. Например, длина тела и другие показатели телосложения во многих видах спорта являются важными по­казаниями к отбору. Так, в спортивной гимнастике предпочти­тельны дети с небольшой длиной тела, хорошо координиро­ванные, с высоким уровнем проявлений скоростно-силовых качеств. В прыжках в воду и с лыжного трамплина, в горно­лыжном спорте, высокие требования предъявляются к вести­булярному аппарату, к способности управлять пространствен­но-временными и силовыми движениями. Однако наряду с последними уже в самом начале занятий крайне важно на­личие у детей способности к управлению психическим состоянием, к концентрации и распределению внимания, сме­лости, решительности в сочетании с умением адекватно реа­гировать на изменения внешней среды. Иначе говоря, уже на ранних этапах отбора некомпенсируемыми (или слабо компенсируемыми) являются свойства и качества, которые во многих видах спорта определяют спортивную успешность на вышележащих этапах спортивной подготовки.

Оставьте комментарий