Перспективность спортсменов определяется всей совокупностью факторов, влияющих на спортивную успешность. Динамические исследования показали целесообразность использования достаточно ограниченного количества показателей отбора, но отражающих разные стороны функциональных возможностей и специальной подготовленности (только на этапе спортивного совершенствования актуальными для отбора становятся специальные качества — специальная выносливость и силовые возможности). На данном этапе многолетней спортивной подготовки все большее значение приобретают личностно-психо- логические особенности, включая темперамент, уровень интеллекта и мотивы занятий спортом, социальная зрелость, способность спортсмена управлять своим состоянием, устойчивость психических функций.
Вместе с тем необходимо учитывать возраст и степень биологической зрелости. Чем меньше возраст спортсменов (даже при явной акселерации полового созревания и высоких спортивных достижениях), тем менее совершенны механизмы, обеспечивающие высокую физиологическую (физическую и психическую) работоспособность и биологическую надежность.
Практика отбора выявила высокую эффективность применения универсальных шкал (общих) оценки важных для прогноза спортивных достижений показателей. Опыт проведения отбора на заключительном этапе показал возможность использования стандартных программ комплексного обследования и единых шкал оценки.Только на этом этапе, когда речь идет о комплектовании групп спортивного совершенствования (возраст не моложе 15-16 лет у девушек и 17-18 у юношей), сборных юношеских и молодежных команд базовым показателем отбора становится спортивный результат, но во взаимосвязи с объективной оценкой индивидуальных различий, уровня специальной (технической) подготовленности, функциональных возможностей, способности спортсмена реализовать потенциал в условиях напряженных тренировок и ответственных соревнований. Последние критерии становятся особо актуальными по мере достижения биологической зрелости.
Показано, что даже отдельные дисциплины (амплуа) имеют свои диапазоны оценок и одаренные спортсмены, привлекаемые к подготовке взрослых спортсменов, еще не могут соответствовать требованиям спорта высших достижений.