Основными критериями на этой ступени отбора являются: 1) особенности телосложения и биомеханические характеристики; 2) параметры технической подготовленности в наибольшей степени обуславливаемые специфическими проявлениями координационных механизмов; 3) физическая работоспособность, развитие аппарата внешнего дыхания и функциональные возможности системы кровообращения, исключая подвижность и устойчивость реакций; 4) особое внимание обращают на уровень развития качеств в системе, определяющей спортивный успех.
Уже на этом этапе многолетней подготовки целесообразно иметь представление о личностно-психологических особенностях юных спортсменов, а также уровень мотивации и отношение в семье к занятиям ребенка спортом, мотивы и установки. При этом можно использовать простые и информативные методики, не требующие инструментального обследования. Наши исследования показали надежность теппинг-тестовой модели с определенного ритмического рисунка, 14 — РГ (детский вариант методики Р. Кеттелла), методика Ч.Спилбергера — Ю.Л.Ханина, А.Ф. Горбова, Хартриджа, Равена. Данные тестирования необходимы для установления индивидуальных особенностей протекания процессов нервной системы и темперамента, личной и соревновательной тревожности, собственно профиля личности. Тренер должен всегда помнить о диалектической полярности свойств «сила-чувствительность», «сила-выносливость», о «+» и «-» как акцентированного проявления отдельных личностных особенностей и отдельных свойств нервной системы.
В большинстве видов спорта на этапе углубленной тренировки (3-4 года занятий в УТГ) происходит комплектование контингента УОР (училищ олимпийского резерва). В этом случае отбор носит более профессиональный характер и по организации сходен с заключительным «предолимпийским отбором». На этой ступени отбора особое значение имеют данные медицинского обследования, выявления слабых звеньев и резервных возможностей, обязательно соотнесение уровня спортивных достижений с интегральным показателем биологической зрелости (биологический возраст).
На заключительной ступени отбора комплексное обследование спортсменов осуществляют специалисты-врачи, физиологи, психологи, антропологи. Важную информацию о спортсмене дает спортивный анамнез по данным «Индивидуальной карты спортсмена» и медицинской карты обследования по форме 227-а, а также дополнительные исследования, проводимые на разных периодах спортивной подготовки.