Методы наглядного обучения способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3) методы направленного прочуствования двигательного действия;
4) методы срочной информации.
Метод непосредственной наглядности используется для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Показ преподавателем или одним из учащихся двигательного действия всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. Основное требование к показу — правильное выполнение упражнения учащимися. Поэтому показ двигательного действия повторяется в различных плоскостях и различном темпе (замедленно, быстро).
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения, к ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.)
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: 1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
2 выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия ( например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4) использование специальных тренажёрных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации применяются для получения преподавателем у занимающихся с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, све- то- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров ( темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.).
Так, например, в физическом воспитании и спортивной тренировке широко используются различные тренажёрные устройства ( велоэр- гометры, беговые дорожки, гребной тренажёр, «Concept» и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системами регулирования нагрузки. Например, тредбан, оборудованный компьютером, показывает значение пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.