Массаж используется во время проведения гимнастических упражнений или после их окончания. Можно его проводить отдельно, при этом должны четко соблюдаться все санитарно-гигиенические нормы: тепло, свет, гигиена места занятий и др.
Из всех приемов массажа в раннем возрасте наиболее эффективно поглаживание. При поглаживании, проводимом поверхностно по ходу расположения лимфатических сосудов, происходит улучшение лимфо- и кровообращения, деятельности нервной системы.
Занятия с ребенком раннего возраста проводятся каждый день в одно и то же время — лучше всего за час, полтора до кормления или через час после кормления. Ребенка следует положить на стол, поверхность которого покрыта сложенным вчетверо тонким байковым одеялом или поролоновым ковриком. Поверх одеяла или коврика кладется клееночка или пленка, а сверху все покрывается чиной пеленкой. Температура воздуха в комнате — в пределах 20-22°С. Ребенок должен быть полностью раздет.
Проведение занятий требует соответствующей подготовки матери или методиста: руки тщательно вымыты и согреты, ногти коротко острижены, с рук снимаются все украшения. Нежелательно применение различных растирок.
Во время занятий нужно поддерживать у ребенка бодрое, веселое настроение. Если плачет — успокоить, болеет — не заниматься. Конечно, овладеть приемами массажа можно, читая специальную литературу, но лучше всего пройти практические курсы по проведению массажа.
В течение первого года подбор гимнастических упражнений проводится соответственно индивидуальным и возрастным особенностям ребенка. Упражнения должны выполняться так, чтобы чередовалась работа разных мышц. Например, упражнения для шеи и рук должны чередоваться с упражнениями для ног или брюшного пресса, трудные упражнения — с легкими упражнениями на расслабление, поглаживание. Во время занятий нужно учитывать и интенсивность (число повторений) физического упражнения. Нагрузка постепенно возрастает, а к концу снижается. Исходные положения для большинства упражнений в раннем возрасте — это лежа на спине или животе. Положения сидя и стоя включаются только тогда, когда ребенок самостоятельно и хорошо научился сидеть и стоять; однако все равно большинство упражнений должно выполняться из положения лежа, так как статические позы (сидя, стоя) вредно сказываются на формировании опорно-двигательного аппарата ребенка.