Личностно-ориентированная модель (концепция дошкольного образования)

Личностно-ориентированная модель составляет альтернати­ву первой модели. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: «Не рядом и не над, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение сле­дующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Воспитатель не подгоняет развитие каждого ребенка к жест­ко заданным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя при этом, из задачи мак­симально полно развернуть возможность их роста. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чув­ства и эмоции. Тактика общения — сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к ис­кусству (художественная литература, музыка и т.д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совмест­ного наслаждения искусством, для проявления и развития творче­ских, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноценного партнера в условиях сотрудничества (отрицание ма- нипулятивного подхода к детям).

Исключительное значение в педагогическом процессе придает­ся игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, ста­новится основной формой организации детской жизни.

Ожидаемые результаты — расширение «степеней свободы» раз­вивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. В ситуации сотрудничества преодо­левается возможный эгоцентризм и индивидуализм детей, формиру­ется коллектив. Их воображение и мышление, не скованные страхом перед неудачей или насмешкой, раскрепощаются. Развиваются по­знавательные и творческие способности.

Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания де­тей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Не от­меняет она и того факта, что общественное дошкольное воспитание является первым звеном общей системы народного образования и в качестве такового обеспечивает первый этап становления развитой личности.

Фундаментальной предпосылкой и воспитания и обучения де­тей является забота общества об их здоровье.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом бла­гополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребен­ка» звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узко педагогическим средствам физическою воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают нею организацию жизни детей в детском учреждении, организацию пред­метной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей.

Оставьте комментарий