Критерии и методы отбора. Требования к программе тестирования.Часть2

Сложная природа теста специальной подготовленно­сти делает его малопригодным для целей начального отбора и показывает, что его лучше использовать для контроля на этапе начального обучения детей. А для качественного решения за­дач отбора нужны измерения антропометрических, функцио- нально-соматических и психофизиологических параметров. Понятно, однако, что организовать обследование по широко­му комплексу показателей труднее, чем определить по одно- му-двум тестам уровень двигательной подготовленности.

Сложной, требующей метрологического решения, яв­ляется и проблема правомерности формирования итогового заключения о пригодности (перспективности) на основе сум­мирования оценок двигательной подготовленности, показа­телей физического развития и т. п.

Т.С. Тимаковой (1994) было установлено, что общая сумма баллов (ОСБ) оценки 21 показателя весьма информа­тивна для целей ближнего, тогда как для среднесрочного и тем более дальнего прогноза — малопригодна без учёта типоло­гии развития юного спортсмена. Сильное влияние на тип со­стояния оказывает темп индивидуального развития, включая показатели физического развития и половой зрелости, сум­марная оценка тестов — общий уровень двигательной подго­товленности. Последняя тесно взаимосвязана с другими инте­гральными характеристиками. В возрасте 10-12 лет девочки и мальчики по абсолютному спортивному результату не разли­чались между собой на уровень взаимосвязи признаков.

Для девочек характерна большая взаимозависимость всех признаков, обобщенные характеристики оказывают силь­ное влияние на спортивную результативность. Высокую ин­формативность проявляют суммарная оценка показателей фи­зического развития и результаты в двигательном тесте «бро­сок мяча 2 кг», которые имеют сильную связь со всеми инте­гральными характеристиками и соматическими признаками. Стаж занятий спортом в этом возрасте не информативен для контингента девочек.

Для мальчиков 2 информативных признака — общая сумма баллов оценки всех показателей и биологический воз­раст — не влияют на спортивную результативность в этом воз­расте. Спортивная квалификация (разряд) и собственно спор­тивный результат сильно связаны с показателями специальной (технической) подготовленности и с паспортным возрастом. Для мальчиков возрастает значимость функционально-сомати­ческих характеристик (ЖЕЛ, силы кисти) и стаж занятий спортом. Общая оценка показателей физического развития не­посредственно на спортивную результативность не влияет.

С помощью методов кластерного и факторно-типоло- гического анализа выявлена неоднородность контингента юных спортсменов одного возраста относительно прогности­ческой значимости отдельных показателей. Наибольшую ин­формативность имеют параметры специальной подготовлен­ности и соревновательной деятельности, характеризующие специфические координационные способности и техническую подготовленность детей. Но вклад их в спортивный результат меньше по сравнению с интегральными характеристиками, которые тесно между собой связаны, находятся в зависимости от биологической зрелости индивида.

Исследования, проведенные по данным представи­телей других видов спорта, указывают на общность характера взаимосвязи рассмотренных выше показателей, позволяющие выделить единые подходы к оценке индивидуальных особен­ностей с целью отбора и прогноза спортивной успешности от­носительно решения задач вышестоящих этапов многолетней подготовки.

Оставьте комментарий