Сложная природа теста специальной подготовленности делает его малопригодным для целей начального отбора и показывает, что его лучше использовать для контроля на этапе начального обучения детей. А для качественного решения задач отбора нужны измерения антропометрических, функцио- нально-соматических и психофизиологических параметров. Понятно, однако, что организовать обследование по широкому комплексу показателей труднее, чем определить по одно- му-двум тестам уровень двигательной подготовленности.
Сложной, требующей метрологического решения, является и проблема правомерности формирования итогового заключения о пригодности (перспективности) на основе суммирования оценок двигательной подготовленности, показателей физического развития и т. п.
Т.С. Тимаковой (1994) было установлено, что общая сумма баллов (ОСБ) оценки 21 показателя весьма информативна для целей ближнего, тогда как для среднесрочного и тем более дальнего прогноза — малопригодна без учёта типологии развития юного спортсмена. Сильное влияние на тип состояния оказывает темп индивидуального развития, включая показатели физического развития и половой зрелости, суммарная оценка тестов — общий уровень двигательной подготовленности. Последняя тесно взаимосвязана с другими интегральными характеристиками. В возрасте 10-12 лет девочки и мальчики по абсолютному спортивному результату не различались между собой на уровень взаимосвязи признаков.
Для девочек характерна большая взаимозависимость всех признаков, обобщенные характеристики оказывают сильное влияние на спортивную результативность. Высокую информативность проявляют суммарная оценка показателей физического развития и результаты в двигательном тесте «бросок мяча 2 кг», которые имеют сильную связь со всеми интегральными характеристиками и соматическими признаками. Стаж занятий спортом в этом возрасте не информативен для контингента девочек.
Для мальчиков 2 информативных признака — общая сумма баллов оценки всех показателей и биологический возраст — не влияют на спортивную результативность в этом возрасте. Спортивная квалификация (разряд) и собственно спортивный результат сильно связаны с показателями специальной (технической) подготовленности и с паспортным возрастом. Для мальчиков возрастает значимость функционально-соматических характеристик (ЖЕЛ, силы кисти) и стаж занятий спортом. Общая оценка показателей физического развития непосредственно на спортивную результативность не влияет.
С помощью методов кластерного и факторно-типоло- гического анализа выявлена неоднородность контингента юных спортсменов одного возраста относительно прогностической значимости отдельных показателей. Наибольшую информативность имеют параметры специальной подготовленности и соревновательной деятельности, характеризующие специфические координационные способности и техническую подготовленность детей. Но вклад их в спортивный результат меньше по сравнению с интегральными характеристиками, которые тесно между собой связаны, находятся в зависимости от биологической зрелости индивида.
Исследования, проведенные по данным представителей других видов спорта, указывают на общность характера взаимосвязи рассмотренных выше показателей, позволяющие выделить единые подходы к оценке индивидуальных особенностей с целью отбора и прогноза спортивной успешности относительно решения задач вышестоящих этапов многолетней подготовки.