Классификация волейбола

Волейбол по своей сути относится к сфере спортивных игр. По игровой идее он принадлежит к разделу игр с отби­ванием мяча.

По целевой направленности волейбол подразделяется на:

A)   классический волейбол 6×6;

Б) пляжный волейбол 2×2; 3×3;

B)   мини-волейбол;

Г) массовый волейбол.

Классический волейбол 6×6. Соревнования проходят в по­мещениях (спортивные залы, комплексы) и на открытых пло­щадках. Одновременно в игре участвуют две команды по 6 человек на площадке. Соревнования проходят по установлен­ным правилам игры[1]. Олимпийский вид спорта с 1964 года. Процесс игры определяется наличием техники, тактики, стратегии. Без этих составляющих спортивное единоборство команд невозможно.

В российском волейболе функционируют следующие подсистемы классического волейбола.

1. Волейбол высших разрядов — работа в сборных и клуб­ных командах. Первые сборные команды России (женская и мужская) участники Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, Кубков мира, Мировой лиги (мужчины) и Гран- При (женщины).

Клубные команды (мужские и женские) участники чем­пионата России в суперлиге, высшей, первой и второй ли­гах, а призеры чемпионата России суперлиги участвуют в Еврокубках.

Функционирование волейбола высших разрядов — важ­ная часть системы физической культуры. Он имеет взаимо­связь с обязательным физическим воспитанием в школах, вузах, ДЮСШ, массовым волейболом и выполняет соци­альные функции:

—  вносит вклад в развитие всесторонне образованной личности, способствует воспитанию гражданского сознания в борьбе за высшие места на Олимпийских играх, чемпио­натах мира, что упрочняет престиж страны, помогает вос­питать у широких слоев населения чувство гордости за свое государство, чувство гражданственности и самосознания;

—  выполняет роль пропагандиста среди молодежи, при­влекая их к занятиям волейболом;

—  способствует организации свободного времени и куль­турного досуга широких кругов населения;

— способствует распространению идей мира и дружбы между народами, а также укрепляет престиж государства. Высшие спортивные достижения оцениваются в мире как от­ношение народа и государства к культурным достижениям.

2. Подготовка спортивных резервов — работа в ДЮСШ, в сборных юниорских, молодежных командах по волейбо­лу. Молодежные и юниорские сборные участвуют в чемпио­натах мира, Европы и международных турнирах.

Команды ДЮСШ (разные возрастные группы) прини­мают участие в региональных соревнованиях, чемпионатах России и являются основной базой подготовки пополнения в клубные команды.

Пляжный волейбол 2×2. Зародился в США в 1940 г., олим­пийский вид спорта с 1996 г. В России активно начал разви­ваться с середины 1980-х годов.

Игры проходят на площадках размером 8×16 м на песке, слой которого должен бытьдо40см. Высота сетки та же, что и для игры 6×6. Основные отличия правил игры пляжного волейбола от игры 6×6 изложены в правилах соревнований[2].

В некоторых странах мира культивируется волейбол 3×3.

Крупные международные соревнования проходят в рам­ках этапов мировой серии в течение года. Первый чемпио­нат России состоялся в 1993 г.

Мини-волейбол. Средство укрепления здоровья школьни­ков и привития интереса к занятиям физическими упражне­ниями и волейболом. Рекомендуется детям от 7 лет и старше[3].

Игры проходят на площадке размером 9×12 м по 6 игро­ков в каждой команде. Высота сетки 2 м, играют облегчен­ным мячом (вес до 200 г).

Соревнования по мини-волейболу являются и средством отбора школьников для обучения в ДЮСШ.

Массовый волейбол. Культивируется в высших и средних специальных учебных заведениях, в общеобразовательных школах, в Вооруженных Силах, самодеятельной физкультур­но-оздоровительной и спортивно-массовой работе. Играют по правилам волейбола 6×6 (в определенные моменты по упрощенным правилам с согласия играющих команд и су­дейской бригады).

Игра — весьма эффективное средство укрепления здо­ровья и физического развития.

Все движения в волейболе носят естественный характер, базирующийся на беге, прыжках, метаниях, что способству­ет развитию силы, ловкости, выносливости, гибкости. Игра вызывает качественные изменения в двигательном аппара­те. Прыжковые игровые действия укрепляют костную сис­тему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Игровая деятельность способствует совершенствованию всех функций организма. Постоянное взаимодействие с мя­чом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, развивает реакцию на зрительные и слуховые сиг­налы, повышает мышечную чувствительность и способность к быстрым чередованиям напряжения и расслабления мышц.

В процессе игры занимающиеся проявляют положи­тельные эмоции: жизнерадостность, бодрость, инициативу. Благодаря своей эмоциональности, волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и актив­ного отдыха всех слоев


Оставьте комментарий