Инновационные подходы к организации двигательной активности дошкольников. Педагогические технологии

В организации двигательного режима дошкольников в системе их физического воспитания входят широко рас­пространяющиеся в последнее время, педагогические тех­нологии.

Анализ научно-методической литературы, а также изучение состояния организации физического воспитания в учреждения дошкольного образования показывает, что се­годня система образования насыщена огромным количест­вом различного рода методик и технологий, в том числе в области физического воспитания. Однако, если с сущно­стью методик в системе физического воспитания педагоги разобрались, полагая, что любая методика представляет собой совокупность различных методов, приемов, средств, форм контроля и организации, направленных на достижение поставленной цели, то с сущностью пе­дагогических технологий, тем более, в области физическо­го воспитания дошкольников — вопрос? И вообще, сущест­вуют ли отличия между понятным термином «методика» и новым «педагогическая технология» или это просто новое «модное» слово или слова-синонимы? В научно-методической литературе термин (понятие) «педагогическая тех­нология» толкуется весьма неоднозначно, а потому особой ясности в его сущности относительно физического воспи­тания дошкольников, да и не только, пока нет. На самом же деле, термин «технология» заимствован системой образо­вания в производственной сфере с целью необходимости повысить эффективность процесса образования, обеспечи­вая высокое качество конечного продукта, т.е. образован­ности выпускников. Поскольку данный термин пришел в образование из производственной сферы, он, не смотря на приставку «педагогическая» продолжает сохранять свои специфические особенности, которые необходимо учитывать всем педагогам при организации образовательной среды. Если это технология в системе физического воспитания, то в ней обязательно должны присутствовать минимум три отличительных признака:

1        технология предполагает обязательное наличие организованного и строго регламентированного порядка выполнения действий, в котором не допустимы какие бы то ни было перестановки или замены одного компонента на дру­гой;

2  — технология при наличии первого признака всегда вос­производима вне зависимости от типа образовательного учреждения, а также географического положения, в городе оно или в селе;

3  — любая технология (по определению), гарантирует ко­нечный результат.

Технология оздоровления призвана гарантировать здоровье ребенка на основе развития свойственных каждо­му человеку психофизических качеств и производных от них двигательных способностей, особенно тех, развитие которых ведет к подъему общего уровня физиологических систем и функциональных и адаптивных возможностей в целом всего организма

Педагогическая технология в процессе обучения ре­бенка тем или иным двигательным действиям, по сущест­ву, обязана гарантировать их успешное освоение всеми детьми на 100%, что практически невозможно в силу раз­личных особенностей состояния здоровья, индивидуаль­ных способностей и возможностей организма.

Технология же воспитания обеспечивает у ребенка формирование побуждений в проявлении духовных начал ко всему, что его окружает.

Таким образом, педагогическая технология в облас­ти физического воспитания дошкольников, да и не только, представляет собой организованный, строго регламенти­рованный образовательный процесс выполнения ребен­ком двигательных действий с четко заданными мето­дами, приемами, средствами, формами контроля и ор­ганизации, направленный на достижение поставленной цели и гарантирующий конечный результат.

Технология — это достаточно жесткая конструкция, а потому не может быть массовой в отличие от методики. Любую методику педагог видоизменяет, по своему усмот­рению, в зависимости от организационно-педагогических условий, материально-технического обеспечения, состоя­ния здоровья детей и т.д., чего нельзя позволить по отно­шению к технологии. При всём при этом, технология в от­личие от методики гарантирует конечный результат, а ме­тодика нет.

Процесс внедрения в практику дошкольных образова­тельных учреждений различных педагогических техноло­гий физического воспитания требует от педагога проду­манных действий и профессиональной компетентности.

Основной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду является физкультурное занятие как педагогическая система. Эффективность физкультур­ных занятий во многом определяется пониманием их зна­чимости в системе дошкольного образования. Опираясь на теорию системного подхода В.П. Симонова, физкультур­ное занятие представляет собой педагогическую систему, а, следовательно, должно строиться с учетом всех необходи­мых системообразующих компонентов: цели, задач, со­держания и результата.

Оставьте комментарий