Значение дошкольного детства в становлении личности (концепция дошкольного образования)

Период от рождения до поступления ребенка в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стреми­тельного формирования физического и психического развития ребен­ка, первоначального формирования физических и психических ка­честв, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Особенностью этого пе­риода, отличающей его от других, последующих этапов развития, яв­ляется то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Форми­руются не только качества и свойства психики детей, которые опре­деляют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, дос­тигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обуче­ние необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному. Основное значение имеют под­держка и всемерное развитие качеств, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся, и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно.

Реализация специфических возрастных возможностей психиче­ского развития происходит благодаря участию дошкольников в соот­ветствующих возрасту видах деятельности — игре, речевом общении, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности и др. Орга­низация этих видов деятельности, руководство ими, забота об их со­вершенствовании, о приобретении ими коллективного и (по мере на­копления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятель­ного характера должны постоянно находиться в центре внимания пе­дагогов. Характерными проявлениями того, что именно традиционно «детские» виды деятельности соответствуют основному руслу психи­ческого развития дошкольника, являются, с одной стороны, их безус­ловная привлекательность для детей и, с другой стороны, наличие в них начал общечеловеческого знания (общение и установление взаи­моотношений с окружающими, употребление предметов обихода и простейших орудий, планирование действий, построение и реализа­ция замысла, подчинение поведения образцу и правилу и др.).

Что касается других психических свойств и способностей, то их формирование не должно идти во вред формированию качеств, непосредственно обнаруживающих себя в сегодняшней жизни ребен­ка. Здесь опасен всякий нажим, всякая попытка забегания вперед, ко­торая может привести к искусственному ускорению развития с неиз­бежными потерями. Подведение ребенка к психологическим новооб­разованиям, полное развертывание которых осуществляется за преде­лами дошкольного детства, должно осуществляться не вопреки осо­бенностям возраста, а на их основе. Данные специальных исследова­ний и опыт лучших детских учреждений показывают, что сама логи­ка развития детских видов деятельности и детских форм познания мира, если ими разумно руководить, подводит к зарождению новых психических качеств и, в конечном счете, к переходу на новую сту­пень детства. Такой переход ноет скачкообразный характер, высту­пает в виде возрастною кризиса, после которого ге психологические новообразования, которые занимали место прсдпосылочных, стано­вятся стержнем дальнейшею развитии.

На любой возрастной ступени ребенок приобретает не только общие для всех детей черты характера, но и свои собственные, инди­видуальные особенности психики и поведения. Быть человеком — это значит не только быть «таким как все», владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами и способностями.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Оставьте комментарий