Закономерности и принципы воспитания

Закономерности и принципы воспитания. Закономерности представляют собой связи между компонентами системы, которые обеспечивают определенный результат воспитания и отражают суще­ственную характеристику процесса развития.

Закономерности конкретизируются в принципах воспитания; принципы — в технологиях; технологии — в средствах и методах; ме­тоды — в приемах. Если такая цепочка имеет единый смысловой стержень, то результат в воспитании в значительной мере обещает быть положительным.

Воспитание ребенка становится возможным, если сам ребенок активен в данном процессе. Это объективная закономерность, на основе которой формулируется один из ведущих принципов воспита­ния: поддерживать и направлять деятельность ребенка в актив­ности, учитывать соотношение между мерой активности малыша и его возможностями.

Для реализации этого принципа технология воспитания вы­страивается так, чтобы ребенок имел возможность проявлять свою активность в деятельности. Для усиления активизирующей роли пе­дагогического процесса подбираются соответствующие методы и приемы, направленные на повышение познавательной, эмоциональ­ной, двигательной и другой активности.

Еще одна закономерность — это потребность ребенка в люб­ви. Малыш благополучно развивается и воспитывается в атмосфере любви и доброжелательности. Такая атмосфера создает благоприят­ные условия, для того чтобы ребенок реализовывал свои возможно­сти как развивающаяся личность. Принципом воспитания, который выстраивается на основе данной закономерности, и с учетом ее, яв­ляются терпение, умение прощать, поддерживать ребенка, прояв­лять к нему свою любовь. Технология включает обращенность пе­дагога к ребенку, ситуации, которые дают возможность малышу по­чувствовать, что его любят и верят в его силы. В этом случае педаго­гический процесс обогащается совместной деятельностью детей и взрослых, обучением способам выражения любви. Методы и прие­мы у такой технологии должны быть личностно ориентированны, т. е. показывать ребенку, что его уважают и любят.

Закономерностью является утверждение, что личность эф­фективно развивается лишь в ситуации успеха. Маленькому чело­веку на пути вхождения в мир людей крайне важно постоянно ощу­щать, что он на правильном пути. Такое ощущение закрепляет нуж­ные формы взаимодействия ребенка с социальным миром. Конкрети­зирующий эту закономерность принцип — уважение ребенка и со­блюдение его прав, отказ в воспитании от «обученной беспомощ­ности».

Этот принцип ложится в основу технологии, методов и прие­мов воспитания. В результате чрезмерной опеки у ребенка выраба­тывается осторожно-пассивный тип поведения. При правильной ор­ганизации педагогического процесса, основанного на принципах уважения ребенка и соблюдения его прав у него вырабатывается уме­ние не бояться ошибок, а исправлять их. Чтобы ребенок имел воз­можность искать способы ремонта поломанной игрушки и т.д. При этом крайне необходимо соблюдать тактичность и доброжелатель­ность в общении с ребенком. Страх никогда не был хорошим воспи­тателем свободной личности.

Оставьте комментарий