Единство физического и психического развития

Гармоничное развитие личности подразумевает и полное благополучие в отношении здоровья, а здоровье, в свою очередь, укрепляется благодаря совершенствованию физических качеств, гармоничному развитию психики и полноценной общественно-трудовой деятельности. Речь идет о целостном восприятии человека, которое охватывает, в принципе, три взаимосвязанные стороны: биологическую, психологическую и социальную.

Будучи частью общей культуры, физическая культура подключается к решению проблем, относящихся к целостному биосоциальному развитию индивида. Занятия физкультурой и спортом, стимулируемые семьей, школой, трудовыми коллективами и обществом в целом, — важнейшее условие преодоления разрыва между человеком и природой, между физическим и психическим миром личности.

Физическая работа, спорт, игры несут в себе не только телесное напряжение, не только «обработку» физической стороны жизни человека, но и духовное наслаждение, оказывают глубокое воздействие на нравственное и эстетическое развитие личности. Человек как объект и субъект физической деятельности испытывает чувство удовлетворенности и психофизиологической обновленности, обретения внутренней психофизиологической гармонии. Особенно велико влияние физической культуры и спорта на проявление личностных качеств человека в детском и юношеском возрасте.

Единство физического и психического развития, о чем настойчиво говорил основоположник физического воспитания П.Ф. Лесгафт, еще не стало главным принципом нашей системы физического совершенствования. Доминирующим на сегодняшний день является формирование конкретных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. Однако доказано (И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, К.М. Смирнов и др.), что развитие, в том числе и двигательное, вовсе не сводится к простому «натаскиванию» в конкретных упражнениях. Этим еще не обеспечивается двигательное развитие и, следовательно, возможность переноса на освоение новых трудовых умений.

Учет психологического звена конкретно выражается в требовании формирования обобщенных двигательных умений. Некоторые наиболее обобщенные умения можно рассматривать как психомоторные способности. Они включают обобщенные умения самоконтроля и саморегуляции двигательных действий, произвольность в управлении движениями, тонкую дифференциацию по основным параметрам движений, координацию движений на основе целостного образа сложного движения, двигательную память, воображение и др.

О единстве физического и психического развития говорили видные натуропаты. Так, Бэрон Поссе считал, что «целью воспитательной гимнастики является превращение тела в гармоническое целое под надежным и совершенным контролем. Дело не в том, чтобы приобрести большую мышечную массу, а в том, чтобы заставить уже имеющуюся быстро реагировать на желание улучшить функциональную активность организма, противостоять и исправлять тенденции к ненормальному развитию, особенно тех тенденций, которые являются результатом искусственной жизни цивилизации». В свою очередь, Герберт Шелтон утверждал, что все физические упражнения способствуют здоро’вью, но не носят образовательный и воспитательный характер. Чтобы стать таким, движение должно заставлять концентрироваться на его выполнении. Как только движение освоено, его выполнение становится автоматическим и имеет малую воспитательную ценность. По этой причине автоматические тренировки под музыку не имеют образовательной ценности. Монотонная тренировка столь же образовательна, как и популярные танцы. В правильной гимнастике элементарное движение практикуется, пока оно не становится автоматическим, затем мы идем к следующему, потом опять к следующему. Мышечная активность, требующая большой концентрации, улучшает союз «мозг — нервы — мышцы».

Оставьте комментарий