ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА НА РАННИХ ЭТАПАХ ЕГО ОНТОГЕНЕЗА

Дошкольная педагогика – наука о воспитании, обучении и об­разовании детей первых лет жизни (от рождения до поступления в школу). Родоначальником дошкольной педагогики как важнейшей отрасли педагогической науки является Я.А. Коменский. В его книге «Материнская школа» впервые была представлена система дошколь­ного воспитания. Многие положения теории Коменского актуальны и для современной науки.

Современная дошкольная педагогика изучает:

–    процесс воспитания и обучения, его цели и задачи, содержание и формы организации, методы, приемы и средства осуществления;

–   влияние педагогического процесса на развитие ребенка и формиро­вание его личности;

–    теоретические основы и технологии воспитания детей в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения (ДОУ);

–  тенденции и перспективы развития системы образования, ее органи­зации.

Кроме того, дошкольная педагогика несет на себе и приклад­ную функцию – занимается разработкой новых, более совершенных программ и методов воспитания и обучения. Будучи наукой социаль­ной, она теснейшим образом связана с требованиями современного общества в области образования подрастающего поколения. Несо­мненна прогностическая роль дошкольной педагогики. На основе на­учного прогноза создаются новые концепции воспитания, разрабаты­ваются стандарты образования, исследуются особенности образова­тельного процесса в ДОУ различных видов, в том числе и альтерна­тивных.

Дошкольная педагогика как составная часть общей педагогики, оперирует своими понятиями: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс и др. При этом необходимо учитывать, что перечисленные понятия, имея определен­ные отличия, тем не менее, взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Оставьте комментарий