ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА (1959)

Принцип 1. Ребенку должны принадлежать все указанные в на­стоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия и дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, ка­сающегося самого ребенка.

Принцип 2. Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться фи­зически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 3. Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Принцип 4. Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровье, рост и развитие, с этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая дородовой и по­слеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежа­щее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Принцип 5. Ребенку, который является неполноценным в фи­зическом, психическом и социальном отношениях, должны обеспе­чиваться специальные режим, образование и заботы, необходимые ввиду его особенного состояния.

Принцип 6. Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родите­лей и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и матери­альной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлу­чен со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к суще­ствованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставля­лись государственные или иные пособия не содержание детей.

Принцип 7. Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои, способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руко­водящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование, обучение; и прежде всего эта ответственность лежит на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прила­гать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанных прав.

Принцип 8. Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Принцип 9. Ребенок должен быть защищен от всех форм не­брежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения над­лежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должна поручаться или разрешаться работа или занятия, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали бы его физическому, умственному или нравственному развитию.

Принцип 10. Ребенок должен ограждаться от практики, кото­рая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопо­нимания, терпимости, дружбы между народами мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться на пользу людям.

Оставьте комментарий