Двигательная активность детей дошкольного возраста и занятия физическими упражнениями.Часть3

Заметно стремление сельских и городских родителей воспиты­вать в ребенке всесторонне развитую личность. Однако в силу эко­номических, кадровых, организационных, а часто и субъективных отношений родителей процент посещения других дошкольных уч­реждений очень низок. Если в 1988 г. 3% родителей сельской мест­ности водили своих детей на занятия по иностранному языку, 2% — в кружок пения и музыки, 4% — на занятия балетом, 3% — в спортив­ные кружки по плаванию, фигурному катанию, гимнастике, 2% — в кружок для занятий общей физической подготовкой и около 5% — в другие кружки, то в 1998 г. ни один респондент не дал положитель­ного ответа. Основными причинами такого положения являются низкая заработная плата родителей и преподавателей, перевод кружков на коммерческую основу, уход педагогов в другие сферы социальной жизни. Эти же причины существуют и в городских дош­кольных учреждениях. Так, в 1988 г. у 5% родителей дети изучали иностранный язык, 9% — занимались в кружках пения и музыки, 14% — балетом, 18% — в спортивных кружках, 4% — в кружках по общей физической подготовке, 19% — в кружках изобразительного искусства, 4% — в других кружках. В 1998 г. из всех опрошенных родителей только один отметил, что его ребенок посещал в тече­ние года занятия по иностранному языку, кружок изобразительно­го искусства и кружок музыки.

Таким образом, недостаток ассигнований на дошкольные учреж­дения, низкая заработная плата родителей, платное обучение, без­работица и другие причины объективного и субъективного харак­тера привели к резкому сокращению детей в дошкольных учрежде­ниях. Всю тяжесть не только содержания, но и в целом воспитания государство переложило в основном на плечи родителей и других членов семьи.

В этой связи представляется важным выяснить, чем ребенок за­нимается дома, какие любимые игры и занятия он осваивает, как развивается физически, умственно, нравственно, эстетически в до­машних условиях, как родители приучают ребенка к труду. Полу­ченные данные представлены в таблице 5 (в % к числу опрошенных родителей).

Любимыми занятиями сельских и городских детей дошкольно­го возраста в семье являются: слушание сказок и просмотр книжек и детских передач по телевидению, игры на воздухе, прогулки на свежем воздухе, игры с игрушками и мячом, конструирование, по­мощь при домашних работах и др. Слабо оцениваются: рукоделие, настольные и тематические игры, пение и музыка. Склонность к тем или иным занятиям во многом зависит от уровня культуры, образования, знаний и навыков родителей, а также от финансовых возможностей, социальных условий проживания и др. Использование

Содержание занятий Родители
сельские городские
1988 1998 1988 1998
Игры с игрушками 25 50 16 49
Конструирование(конструкт) 22 0 21 7
Рукоделие 0 0 13 0
Коллекционирование 2 8 0 0
Просмотр книг 30 25 29 14
Слушание сказок или просмотр детских передач
по ТВ 50 50 29 70
Помощь при домашних работах 12 16 12 35
Настольные игры 6 8 8 0
Пение, музыка 4 8 12 28
Тематические игры 10 16 0 0
Прогулки 18 41 33 28
Игры на воздухе 42 33 45 35
Игры с мячом 15 0 16 7
Другие занятия 8,5 0 0 21

комплекса мер по воспитанию у ребенка здорового образа жизни включает не только любимые виды занятий, но и формиро­вание определенных положительных качеств. Поэтому работникам детских садов, инструкторам физической культуры необходимо знать, какие качества в своих детях хотели бы сформировать роди­тели. Ценностные ориентации родителей в воспитании дошколь­ников отражены в табл. 6 (в % к числу опрошенных).

Оставьте комментарий