Заметно стремление сельских и городских родителей воспитывать в ребенке всесторонне развитую личность. Однако в силу экономических, кадровых, организационных, а часто и субъективных отношений родителей процент посещения других дошкольных учреждений очень низок. Если в 1988 г. 3% родителей сельской местности водили своих детей на занятия по иностранному языку, 2% — в кружок пения и музыки, 4% — на занятия балетом, 3% — в спортивные кружки по плаванию, фигурному катанию, гимнастике, 2% — в кружок для занятий общей физической подготовкой и около 5% — в другие кружки, то в 1998 г. ни один респондент не дал положительного ответа. Основными причинами такого положения являются низкая заработная плата родителей и преподавателей, перевод кружков на коммерческую основу, уход педагогов в другие сферы социальной жизни. Эти же причины существуют и в городских дошкольных учреждениях. Так, в 1988 г. у 5% родителей дети изучали иностранный язык, 9% — занимались в кружках пения и музыки, 14% — балетом, 18% — в спортивных кружках, 4% — в кружках по общей физической подготовке, 19% — в кружках изобразительного искусства, 4% — в других кружках. В 1998 г. из всех опрошенных родителей только один отметил, что его ребенок посещал в течение года занятия по иностранному языку, кружок изобразительного искусства и кружок музыки.
Таким образом, недостаток ассигнований на дошкольные учреждения, низкая заработная плата родителей, платное обучение, безработица и другие причины объективного и субъективного характера привели к резкому сокращению детей в дошкольных учреждениях. Всю тяжесть не только содержания, но и в целом воспитания государство переложило в основном на плечи родителей и других членов семьи.
В этой связи представляется важным выяснить, чем ребенок занимается дома, какие любимые игры и занятия он осваивает, как развивается физически, умственно, нравственно, эстетически в домашних условиях, как родители приучают ребенка к труду. Полученные данные представлены в таблице 5 (в % к числу опрошенных родителей).
Любимыми занятиями сельских и городских детей дошкольного возраста в семье являются: слушание сказок и просмотр книжек и детских передач по телевидению, игры на воздухе, прогулки на свежем воздухе, игры с игрушками и мячом, конструирование, помощь при домашних работах и др. Слабо оцениваются: рукоделие, настольные и тематические игры, пение и музыка. Склонность к тем или иным занятиям во многом зависит от уровня культуры, образования, знаний и навыков родителей, а также от финансовых возможностей, социальных условий проживания и др. Использование
Содержание занятий | Родители | |||
сельские | городские | |||
1988 | 1998 | 1988 | 1998 | |
Игры с игрушками | 25 | 50 | 16 | 49 |
Конструирование(конструкт) | 22 | 0 | 21 | 7 |
Рукоделие | 0 | 0 | 13 | 0 |
Коллекционирование | 2 | 8 | 0 | 0 |
Просмотр книг | 30 | 25 | 29 | 14 |
Слушание сказок или просмотр детских передач | ||||
по ТВ | 50 | 50 | 29 | 70 |
Помощь при домашних работах | 12 | 16 | 12 | 35 |
Настольные игры | 6 | 8 | 8 | 0 |
Пение, музыка | 4 | 8 | 12 | 28 |
Тематические игры | 10 | 16 | 0 | 0 |
Прогулки | 18 | 41 | 33 | 28 |
Игры на воздухе | 42 | 33 | 45 | 35 |
Игры с мячом | 15 | 0 | 16 | 7 |
Другие занятия | 8,5 | 0 | 0 | 21 |
комплекса мер по воспитанию у ребенка здорового образа жизни включает не только любимые виды занятий, но и формирование определенных положительных качеств. Поэтому работникам детских садов, инструкторам физической культуры необходимо знать, какие качества в своих детях хотели бы сформировать родители. Ценностные ориентации родителей в воспитании дошкольников отражены в табл. 6 (в % к числу опрошенных).