Воспитание — это целенаправленный, специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личностных качеств человека. Оно «проецирует» личность, преднамеренно и планомерно движет ее в заданном направлении, поднимая на новую ступень в развитии. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те индивидуальные особенности ребенка, процессы, свойства его личности, которые находятся в стадии становления (зона ближайшего развития по JI.C. Выготскому). Однако воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые вообще не зависят от людей.
Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с момента становления человеческого общества, существует столько, сколько существует общество. Воспитание — категория вечная и общая, порожденная потребностью взрослого населения сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.
Воспитание — это всегда воздействие на ребенка извне. Однако не все внешние воздействия оказывают воспитывающее влияние на ребенка, поскольку в процессе воспитания происходит их преломление через внутренние условия, т. е. через особенности формирующейся личности ребенка и его психики. Одни воздействия он воспринимает активно, другие — пассивно. Простое напоминание педагога о необходимости помыть руки после прогулки вызывает у детей неодинаковые чувства, действия и формы поведения. Опираясь на имеющийся опыт (положительный или отрицательный), пропуская обращение педагога через себя, кто-то будет это делать с желанием, потому что любит воду, кто-то ради похвалы педагога, кто-то по привычке, а кто-то и вообще устранится от подобной процедуры.
Когда воспитывающие воздействия возникают внутри человека, предъявляя к нему требования по формированию определенных личностных качеств, они уже являются процессом самовоспитания.
В дошкольном возрасте элементы самовоспитания проявляются в сознательном подражании образцам поведения старших и сверстников. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное — с выработкой положительных привычек поведения. Для детей дошкольного возраста самовоспитание представляет собой совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т.д.) и отказ от плохих поступков (не обижать младших и более слабых, не смеяться, когда кто-то упал или испачкался и др.). В работе с детьми очень важно стимулировать у них желание стать лучше, внушать, что это им по силам, радоваться малейшим их успехам.
Воспитание и самовоспитание органически взаимосвязаны. Эффективным является только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Чувствительность ребенка к воспитательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пластичностью и изменчивостью в этом возрасте свойств его личности, а также способностью воспринимать, приобретать, сохранять, перестраивать и транслировать имеющийся фактический опыт как собственный, так и других людей, т. с. способностью к развитию.