Воспитание

Воспитание – это целенаправленный, специально организуе­мый и управляемый процесс, содействующий развитию личностных качеств человека. Оно «проецирует» личность, преднамеренно и пла­номерно движет ее в заданном направлении, поднимая на новую сту­пень в развитии. Воспитание ориентируется не только на уже достиг­нутый уровень развития, но и на те индивидуальные особенности ре­бенка, процессы, свойства его личности, которые находятся в стадии становления (зона ближайшего развития по JI.C. Выготскому). Одна­ко воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления личности, которые вообще не зависят от лю­дей.

Специфика воспитания как социального явления заключается в том, что оно возникло с момента становления человеческого общест­ва, существует столько, сколько существует общество. Воспитание – категория вечная и общая, порожденная потребностью взрослого на­селения сохранить жизнь детей, обеспечить их развитие, установить преемственность между поколениями.

Воспитание – это всегда воздействие на ребенка извне. Однако не все внешние воздействия оказывают воспитывающее влияние на ребенка, поскольку в процессе воспитания происходит их преломле­ние через внутренние условия, т. е. через особенности формирую­щейся личности ребенка и его психики. Одни воздействия он воспри­нимает активно, другие – пассивно. Простое напоминание педагога о необходимости помыть руки после прогулки вызывает у детей не­одинаковые чувства, действия и формы поведения. Опираясь на имеющийся опыт (положительный или отрицательный), пропуская обращение педагога через себя, кто-то будет это делать с желанием, потому что любит воду, кто-то ради похвалы педагога, кто-то по при­вычке, а кто-то и вообще устранится от подобной процедуры.

Когда воспитывающие воздействия возникают внутри челове­ка, предъявляя к нему требования по формированию определенных личностных качеств, они уже являются процессом самовоспитания.

В дошкольном возрасте элементы самовоспитания проявляют­ся в сознательном подражании образцам поведения старших и свер­стников. Элементарное самовоспитание начинается с управления своим телом, движениями, воздержанием от неправильных действий, грубых слов, но главное – с выработкой положительных привычек поведения. Для детей дошкольного возраста самовоспитание пред­ставляет собой совершение хороших поступков (быть вежливым, убирать за собой игрушки, помогать малышам и т.д.) и отказ от пло­хих поступков (не обижать младших и более слабых, не смеяться, ко­гда кто-то упал или испачкался и др.). В работе с детьми очень важно стимулировать у них желание стать лучше, внушать, что это им по силам, радоваться малейшим их успехам.

Воспитание и самовоспитание органически взаимосвязаны. Эффективным является только то воспитание, которое вызывает у ребенка процесс самовоспитания. Чувствительность ребенка к воспи­тательным воздействиям (внешним и внутренним) определяется пла­стичностью и изменчивостью в этом возрасте свойств его личности, а также способностью воспринимать, приобретать, сохранять, пере­страивать и транслировать имеющийся фактический опыт как собст­венный, так и других людей, т. с. способностью к развитию.

Оставьте комментарий