Первые годы жизни ребенка до его поступления в школу имеют важное значение для развития физических, умственных и духовных потребностей, поэтому воспитывать нравственные качества необходимо уже с первых лет жизни ребенка, а воспитывать физические еще раньше — с первых месяцев жизни.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста, особенно на начальном этапе роста организма, развивает двигательные способности, так как «недостаток в движениях есть причина медленного роста младенческого тела», то есть недостаточная физическая нагрузка отрицательно влияет на развитие организма ребенка [65].
Изучение роли физической культуры в жизни детей дошкольного возраста имеет свою историю, начало которой было положено в двадцатых годах нашего столетия. Этой проблемой занимались ученые, врачи, педагоги. Известный ученый-гигиенист Л.И. Чулиц- кая писала: «Правильно поставленная физическая культура должна основываться на тонком знании человеческого организма и являться результатом длительного и разумно проводимого опыта… Чем моложе возрастная группа, тем в больших сумерках мы бродим в вопросе физической культуры, особенно, если ограничить понимание дела двигательной сферой ребенка: у нас нет своих уточненных данных и наблюдений над гимнастикой грудных детей, мы сомневаемся в наилучших приемах развития моторного аппарата в детских коллективах младенческого возраста» [65, с. 8].
В тридцатых годах физическое воспитание получило в нашей стране научную основу. Исследованы особенности развития детей дошкольного возраста поэтапно с точки зрения различных наук: анатомии, физиологии, гигиены, психологии, педагогики, социологии и др. Заметное оживление научных исследований наблюдается в последние годы: публикуются научные труды, проводятся научно-практические конференции, обобщается передовой опыт по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.
В работах, которым присущ медицинский характер, рассматриваются вопросы положительного влияния физических упражнений, закаливания организма, привития детям гигиенических навыков с целью снижения заболеваемости.