В этом контексте автором данной работы были проведены комплексные исследования по изучению формирования интересов, потребностей, ценностных ориентаций не только у детей дошкольного возраста, но и у школьников младшего, среднего и старшего возраста, студентов и других возрастных групп населения в городской и сельской местности, отличающейся специфическими условиями и укладом жизни. Исследования проведены в два этапа, и информация проанализирована в динамике. Это представило возможность проследить за изменениями в сфере физической культуры, в том числе и в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Ряд книг посвящен повышению квалификации педагогических кадров, работающих с детьми, созданию необходимой материальной базы, описанию инвентаря, простейшего оборудования, комплексов упражнений и размеров спортивных площадок для занятий с дошкольниками в различных возрастных группах [ 47; 34]. В последние годы появились пособия, в которых предлагаются авторские методики и программы занятий по физическому воспитанию детей [31; 33; 42; 46; 51], а также подробно рассматриваются вопросы питания детей в зависимости от возраста, показано влияние полноценного питания на физическое развитие детей [7; 9; 39].
В приоритетности развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости) среди авторов нет единого мнения. Одни предлагают развивать у ребенка силу, другие — скоростные качества, третьи — выносливость, но с обязательным учетом гетерохронности развития функций организма и сенситивных периодов, чтобы это оказывало благоприятное влияние на здоровье ребенка и способствовало расширению его двигательного диапазона, который в будущем поможет в овладении трудовыми действиями и навыками. Вместе с тем при выполнении физических упражнений ребенок познает мир движений, развиваются психические процессы, вырабатываются навыки воли, самостоятельности, дисциплинированности, формируются индивидуальные черты характера, внимание детей друг к другу.
Таким образом, рациональное физическое воспитание оказывает существенное положительное влияние на развитие организма и рост ребенка, привитие гигиенических навыков и укрепление иммунной системы, здоровья, психики, адаптацию организма к условиям окружающей среды, формирование черт личности.