В связи с многообразием решаемых коррекционно — развивающих задач Шапкова В.Л. сгруппировала по следующим видам:
— коррекция основных движений;
— коррекция и развитие координационных способностей;
— коррекция и развитие физической подготовленности;
— коррекция и профилактика различных нарушений в состоянии здоровья;
— коррекция и развитие сенсорной функции;
— коррекция психоэмоционального состояния.
Однако это деление носит больше теоретический характер, в практике строгих разграничений нет. Одно упражнение может решать несколько задач, но при этом следует придерживаться следующих дидактических правил:
а) Создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением
б) Стимулировать словесную регуляцию и наглядно — образное мышление при выполнении физических упражнений
в) Максимально активизировать познавательную деятельность
г) Ориентироваться на развитие потенциальных возможностей функций организма
д) При всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому.
Коррекция ходьбы. У большинства детей с отклонениями в физическом развитии устойчивость вертикальной позы, сохранения равновесия, походки, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушение в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие : голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь, ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловища (Катаева А.А., Стребелева Е.А.,1998 г).
Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. Но технику ходьбы изучают на уроках лёгкой атлетики. В процессе обучения особое место уделяется формированию правильной осанки, постановке головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу. В любых дополнительных формах занятий все рекомендуемые упражнения, во — первых закрепляют изученное в школе, во-вторых, позволяют избирательно осуществлять коррекцию тех или иных нарушения (таблица 4).