По мнению целого ряда научных исследований (В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов, H.JI. Фигурина, II.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская и др.), характерной особенностью раннего возраста является быстрый темп физического и психического развития. Ребенок быстро набирает в весе, росте, начинают активно функционировать все жизненно важные системы его организма, развиваются движения, укрепляются мышцы, появляются зубы и т.д.
Однако, наряду с быстрыми темпами физического развития этот период отличается и подверженностью ребенка заболеваниям, нарушениям в костной и мышечной системах, а также реальной опасностью нарушения сбалансированности неокрепшего детского организма. Именно поэтому следует быть особенно осторожными в применении мало проверенных методов и систем физического развития. Так, например, раннее обучение плаванию, осуществляемое без должного внимания к его воздействию на организм ребенка, может привести к аномалии в структуре костей и сочленении таза, так как они приспособлены к нагрузкам преимущественно в вертикальном положении тела.
Ограничение и сдерживание движений сказывается и на умственном развитии малыша. Общее ослабление организма (из-за плохого питания, отсутствия закаливания и др.) приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечет за собой замедление в развитии речи, как психического параметра.
Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Известно, что сенсорное воспитание лежит в основе умственного воспитания, поскольку именно через сенсорику (от лат. чувство) человек узнает о свойствах и качествах окружающего его мира.