Активность ребенка

Активность проявляется и в познании ребенком окружающего мира. Познавательная активность способст­вует ориентации его в новом пространстве. Одно из мудрых изрече­ний гласит: «Человека нельзя ничему научить до тех пор, пока он сам не станет учиться». К важной грани активности личности следует от­нести и эмоциональную активность. Очень многое в дошкольном возрасте ребенок постигает на уровне эмоций, а не сознательно. Он чаще всего откликается на воздействия эмоциональной активностью, дает знать окружающим о своем состоянии.

Таким образом, именно активность как свойство живого орга­низма выступает в качестве необходимою условия и предпосылки развития, позволяя малышу овладевать способами действия с предме­тами.

Развитие личности идет через собственную деятельность ре­бенка по освоению действительности. Воспитание же предполагает лишь организацию жизни и деятельности ребенка. В процессе игро­вой, учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической, технической и других видов деятельности, по мере их постоянного обогащения и преобразования, на основе общения с людьми дети со­вершают переход от подражания как самого простого проявления ак­тивности к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности и самовоспитанию.

Воспитание определяет развитие человека, но и в то же время зависит от развития, исходит из него. Ребенок развивается, воспиты­ваясь, и наоборот.

На каждом уровне своего развития ребенок, занимая опреде­ленное место в системе доступных ему общественных отношений, выполняет определенные функции и обязанности. Овладевая необхо­димыми для их выполнения знаниями, общественно выработанными нормами и правилами поведения, ребенок формируется как общест­венное существо, как личность. Формирование личности есть расши­рение круга отношений ребенка с действительностью, постепенное усложнение форм деятельности и общения с людьми.

Во взаимоотношении ребенка со все более усложняющимися условиями его существования внешние требования постепенно ста­новятся внутренними детерминантами его деятельности и поведения. Через отношения к другим людям человек становится личностью. Осознавая внешние требования общества, коллектива, принимая их, он делает их внутренними требованиями к самому себе, к своему по­ведению. Другими словами, на определенном этапе развития лично­сти вступает в силу закономерность, которая обозначается как само­регуляция, самосознание и самовоспитание.

Весь дошкольный период жизни ребенка состоит из нескольких смысловых отрезков, внутри которых осуществляется накопление, вызывающее новообразование и качественный переход на очередной этап развития.

Среди множества подходов к возрастной периодизации наибо­лее обоснованным, а потому и правомерным можно считать подход, предложенный J1.C. Выготским, в основе которого теория стабильно­го возраста и кризисов в развитии. Возрастная периодизация, по JI.C. Выготскому, содержит следующие этапы развития: новорожденность, младенчество, ранний возраст и дошкольный возраст.

Оставьте комментарий