Занятия физкультурой в старших классах. Возрастные и психологические особенности старшеклассников

старшеклассники

В старшем школьном возрасте девушки и юноши уже приобретают тип телосложения, свойственный взрослому человеку:

I тип — это высокий рост, узкое и уплощенное туловище, тонкий костяк и слабая мускулатура. Для них полезны силовые, скоростно-силовые и циклические упражнения: длительный бег, плавание, ходьба на лыжах, бег на коньках (дополнительно — упражнения для развития гибкости, координации движений).

II тип — это школьники с избыточным жироотложением. Снижения массы тела можно достигнуть упражнениями, которые активизируют деятельность кровообращения и дыхания, повышенные энергозатраты; укрепляют мышцы живота; улучшающие скоростные и силовые качества.

III тип — это дети с умеренно развитой мускулатурой. Им рекомендуется уделять 50% занятий на развитие силовых, скоростных способностей (дополнительно — гибкость, выносливость, координация движений, игры, единоборство, легкая атлетика).

Возраст 15-17 лет обычно определяется как стадия развития, начинающаяся с полового созревания и заканчивающаяся наступлением зрелости. Это весьма значительный период в жизни человека, связанный с завершением физического развития, приобретением социального статуса взрослого человека, расширением прав и обязанностей, поэтому воспитателю следует учитывать, что процесс становления личности длительный и многоэтапный. На первом этапе идет становление человека как личности. На втором этапе — развитие личности как человека, способного самостоятельно строить и осуществлять конкретную личность. На третьем этапе идет формирование целостной личности, способной всесторонне подойти к проблеме.

Чтобы хорошо учить, нужно не только хорошо знать свой предмет, но и уметь хорошо понимать и чувствовать обучаемых, не навязывать им нормы действий и поведения, не подавлять индивидуальность, так как это вызывает противодействие со стороны учеников (желание выйти из-под контроля, чтобы сохранить свою точку зрения, индивидуальность и др.).

Приведем пример из опыта работы со старшеклассниками в большинстве школ США. Там для снятия утомления и психического напряжения от уроков ввели ежедневную 40-минутную (удлиненную) перемену — «психическую разгрузку». На этой перемене юноши заходят в спортивные залы, где им предлагают большое количество мячей и они занимаются с ними по своему усмотрению. Девушки попадают в залы ритмической гимнастики, им включается музыка, и они с удовольствием танцуют. В конце перемены даются успокаивающая музыка, упражнения на расслабление. После чего все ученики возвращаются в классы и продолжают учебу.

В практике работы школьных учителей нередко случается, что назревает конфликт между учителем и учеником. В роли судьи (и свидетеля) выступает весь класс. Как правило, сориентироваться в данной ситуации, каким образом погасить этот конфликт, чтобы обе стороны остались довольны результатом, зависит во многом от учителя, от умения владеть ситуацией. Лучшим вариантом может быть:

1. Если вы считаете, что виноваты вы, лучше всего подойти и извиниться перед учеником.

2. Если виновен ученик (оскорбил девушку, товарища), необходимо подозвать его и дать ему возможность осмыслить свое поведение, а после урока разъяснить, в чем он не прав.

3. Ни в коем случае не отчитывайте его в присутствии других, не давите на психику, так как результаты таких «бесед» иногда имеют негативные последствия для школьников (перестают посещать школу, уходят из дома и др.).

Как правило, возникновению конфликта иногда предшествуют причины личного или производственного характера (неприязнь к ученику, неприятности в семейной жизни, начинают урок после вызова к директору и др.). В таких случаях надо вспомнить 7 правил для снятия нервно-мышечного напряжения (я расслабляюсь и успокаиваюсь и т. д.).

Одной из причин конфликта со школьниками (особенно у молодых преподавателей) является слабое знание возрастных и психических особенностей разнополых детей. Например, некоторые задания юноши отказываются выполнять или выполняют с неохотой, а девушки — с удовольствием. Но бывает и наоборот. Все это лишний раз указывает на то, что психология интересов у юношей и девушек различна.

В этом возрасте у старшеклассников ярко выражено стремление к самосовершенствованию, сознательному обучению и тренировке. Для них повышается значимость содержательной стороны подачи материала. Эмоции становятся более устойчивыми, увеличивается число переживаний, они стремятся преодолеть свои недостатки (физические качества и улучшить телосложение), проявляют высокую волевую активность (настойчивость в достижении цели, терпение на фоне усталости и утомления), целеустремленность. Однако у девушек снижается смелость, что создает трудности в физическом воспитании.

Юноши и девушки старшего школьного возраста, так же, как и взрослые, испытывают разные психические состояния (тревожность, возбудимость, усталость, апатию, утомление, эмоциональное напряжение и др.). В каждом конкретном случае причины бывают разные (внешние и внутренние). Они зависят от свойств личности, в частности, от типа темперамента (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). Задача учителя — опираться на положительные свойства человека и сглаживать отрицательные, учитывать их при обучении. Например, при обучении холериков и сангвиников лучше пользоваться игровым и соревновательным методами, а для флегматиков и меланхоликов лучший эффект дает повторный метод с постепенно повышающимися требованиями. Поэтому важным звеном в учебном процессе является воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств у старшеклассников, создание микроклимата в классе и нормальных условий для проведения занятий и тренировок с учетом индивидуальных особенностей характера юношей и девушек (В.И. Лях).

У девушек: высокая скорость переключения внимания (могут выполнять несколько дел сразу); эмоционально окрашенная информация вызывает у них повышенное внимание; при стрессе могут успокоиться, если выговорятся, а также если их приласкают, часто принимают решения, размышляя вслух, что в мужских глазах выглядит нелепо; большая чувствительность к межличностным отношениям; предпочитают сотрудничество, соревнование их тревожит; до начала действия многократно анализируют, быстро решают стереотипные задачи; размышляют, где можно применить свои знания; большой объем кратковременной памяти; чувство ритма; романтичность.

У юношей: мозг сконцентрирован на решении одной задачи; мало реагируют на интонацию в голосе; при стрессе уходят в себя; решение часто принимают молча; имеют развитое «чувство стаи»; соревнуются с желанием победить; действуют сразу, легко и быстро решая новые задачи; хорошо усваивают аналитические, абстрактные науки; имеют развитое чувство ориентации; любят удаляться от дома (инстинкт охотника); часто ощущают себя непобедимыми, поэтому не чувствуют опасности, нередко травмируются.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: