Обеспечение организма кислородом начинает дыхательная система. Среди характеризующих ее показателей наибольшее информационно-практическое значение наряду с общедоступностью в регистрации имеет для лыжника-гонщика жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое может быть выдохнуто из легких после максимального вдоха. Этот жизненно важный показатель, например у 13-летних девушек, биологическая зрелость которых оценена в 1 балл, составляет в среднем 2,7 см3, а при показателе биологического развития в 6-7 баллов девушки этого же календарного возраста имеют ЖЕЛ в среднем 3,4 см3. Еще более существенно динамика ЖЕЛ зависит от биологического статуса юношей. Так, у 14-летних подростков спирометрия варьируется в среднем от 3,4 до 4,5 см3. Более того, у юношей 14 лет с биологическим уровнем развития в 6-7 баллов ЖЕЛ выше, чем у 16-летних, имеющих 2-3 балла .
Аналогичный принцип зависимости функционального развития от биологической зрелости характерен и для других органов и систем. При одинаковом календарном возрасте различия в индивидуальных темпах биологического созревания проявляются в разновременности наступления активных периодов наибольшего естественного прироста в развитии силы, скорости, выносливости. Поэтому лучших достижений в период полового созревания добиваются, естественно, лыжники-гонщики, имеющие больший биологический возраст.
На практике формирование групп и планирование тренировочных нагрузок только с учетом календарного возраста занимающихся чревато большими тренерскими просчетами. Например, в группе лыжников-подростков 13 лет по уровню биологического развития (биологическому возрасту) могут оказаться и 10- и 16- летние. Предлагать таким подросткам одинаковые тренировочные нагрузки и требовать их обязательного выполнения, конечно, нельзя. Хотя именно так, к сожалению, и поступают нередко на практике. Биологически более зрелые подростки провоцируют форсирование подготовки, в силу чего у них истощаются потенциальные возможности, а лыжники с нормальными и тем более замедленными типами биологического развития вынуждены бывают работать на пределе адаптационных возможностей.