Виды спорта, преимущественно развивающие быстроту

В какой вид спорта отдать ребенка? Каким спортом заняться самому? Какие преимущества у того или иного вида спорта? На эти вопросы мы постараемся ответить в цикле статей: «Виды спорта, преимущественно развивающие…».

Уже в самом названии этого раздела содержится много условностей, которые требуют хотя бы краткого пояснения. Прежде всего следует знать, что быстроту движений нельзя путать со скоростью передвижения. В этой связи, не давая исчерпывающего определения ни быстроте, ни скорости, следует сказать, что под быстротой как физичечским качеством понимают возможности человека, преимущественно определяющие скорость движения. Не случайно в последних работах по теории спорта термин «быстрота» заменяется понятием «скоростные способности».

Наибольшие требования к проявлению скоростных способностей предъявляют спринтерские дистанции легкой атлетики (бег на 100, 200 м, барьерный бег на 100 и 110 м), конькобежного спорта (500 м), велоспорта (ряд коротких дистанций на треке). От спортсменов, выступающих на этих дистанциях, требуется хорошая реакция на старте, быстрота циклических движений на дистанции. Естественно, что подготовка к этим спортивным дисциплинам повышает скоростные возможности атлета.

Но быстрота, своеобразные скоростные возможности требуются, и они во многом определяют успешность спортивных выступлений не только в циклических, но и в целом ряде ациклических видов спорта: фехтовании, боксе и других видах единоборств, в целом ряде спортивных игр. Отдельные виды спорта — бейсбол, русская лапта, американский футбол построены в основном на очень быстрых коротких беговых рывках.

Одними из основных предпосылок быстроты, скоростных способностей являются подвижность нервных процессов и уровень нервно-мышечной координации. Немаловажное значение имеет и способность нервных центров быстро переходить от состояния возбуждения к торможению и наоборот. Различают элементарные и комплексные формы проявления быстроты. Элементарные формы проявляются в одиночных движениях и характеризуются следующими показателями: временем двигательной реакции, временем одиночного движения и частотой (темпом) движений в единицу времени. Комплексные формы характеризуются и многими другими показателями. Например, в беге на 100 м быстрота находится в тесной связи с длиной шага и т. д. Вот эти привходящие составляющие комплексных форм позволяют достаточно существенно улучшить результаты при специальной направленной тренировке, хотя этот прогресс и ограничивается консервативностью элементарных форм быстроты. Дело в том, что элементарные формы быстроты, являющиеся первоосновой скоростных возможностей, слабо поддаются совершенствованию. Так, было установлено, что время простой реакции у лиц, не занимающихся спортом, обычно колеблется в пределах 0,2—0,3 с, у квалифицированных спортсменов — 0,1—0,2 с. Таким образом, в процессе тренировки время реакции обычно не может быть увеличено более чем на 0,1 с. Природа, наследственность здесь играют не последнюю роль. А если к тому же принять во внимание закономерности эволюции скоростных качеств у лиц, не занимающихся спортом (максимальные значения достигаются уже в период с 15 до 19 лет), то вряд ли целесообразно начинать тренировку в соответствующих видах спорта в студенческом возрасте.

Виды спорта и их отдельные дисциплины, основанные на качестве быстроты, в физиологии спорта относятся к зоне максимальной мощности. В пределах этой зоны может выполняться работа, требующая максимально быстрых движений — бег с максимальной скоростью совершается не более 20 с, плавание — не больше 25 с. Максимально быстрое вращение велоэргометра совершается не дольше 10—15 с. То есть предельная длительность движений циклического типа не превышает 20—30 с. Кислородный запрос в единицу времени здесь самый большой. Вместе с тем потребление организмом кислорода во время работы совсем незначительно — на протяжении тех 10—20 с, в течение которых совершается работа, спортсмен либо совсем не дышит, либо делает лишь несколько коротких вдохов. Кислородный запрос организма почти равен кислородному долгу, который погашается в основном после финиша. Кровообращение также не успевает из-за кратковременности достаточно усилиться. Частота сердечных сокращений возрастает к концу работы значительно. Однако минутный объем увеличивается ненамного, так как не успевает возрасти систолический объем. Таким образом, при всей спортивности и зрелищности этих дистанций тренировка в этих видах может быть рекомендована здоровым молодым людям, но они вряд ли могут быть использованы слабоподготовленными в оздоровительных целях.

Что касается тех ациклических видов спорта, в которых быстрота имеет существенное значение наряду с другими физическими качествами, технической подготовленностью и другими сторонами подготовки, то она проявляется специфично в каждом из видов. Специфичной должна быть и тренировка, направленная на воспитание быстроты.

В спортивной науке и практике было неоднократно подтверждено, что проявления скоростных способностей человека в одной операции или упражнении не всегда будут существенны в другой. В связи с этим само содержание процесса воспитания быстроты в спортивных или прикладных целях должно основываться на особенностях форм ее проявления, так как прямой непосредственный перенос быстроты движений происходит лишь в координационно сходных движениях. Поэтому при воспитании быстроты и точности действий в спортивных целях, в целях профессионально-прикладной подготовки будущего специалиста следует в определенной степени моделировать условия, в которых ему придется действовать. В то же время следует отметить, что во многих видах спорта и современных профессиях требуется не максимальная быстрота движений и их совершенная точность, а близкое к оптимальному сочетание того и другого. Причем эти движения не требуют значительных мышечных усилий, и в них участвуют в основном отдельные группы (броски по кольцу баскетболиста, дозированные удары в теннисе и др.; действия операторов вычислительных машин, пультов управления автоматическими системами, массовая вакцинация у ветврачей и т. п.).

Вместе с тем для представителей многих профессий, в том числе и для специалистов высшей квалификации, важна способность проявления реакции на движущийся объект, или реакции выбора, то есть двигательного ответа на ряд возможных изменений в окружающей обстановке. Для воспитания быстроты таких сложных реакций могут использоваться безграничные возможности спортивных упражнений в моделировании различных ситуаций*. Тренировочные требования при этом должны повышаться за счет увеличения скорости, внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Практически все это совершенствуется при занятиях спортивными и подвижными играми, различными видами единоборств, горными видами лыжного спорта. Специально направленные занятия организуются с учетом возраста учащихся и студентов, поскольку, как уже указывалось, у лиц старше 15—19 лет прекращается естественное повышение скоростных качеств и требуется специальная тренировка для их совершенствования.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: