Умственный труд. Повышение производительности работника умственного труда.

умственный труд

В сфере материального производства к умственному труду относятся профессии, не связанные непосредственно с предметами труда. Назначение этих профессий — организация и обслуживание их производственного процесса. По мере прогресса орудий труда количество таких профессий увеличивается, а содержание их усложняется. Человек изобретает все более совершенные механизмы, требующие знаний в обращении с ними.

Механизация производственных процессов, с одной стороны, упрощает действия исполнителей, управляющих различными агрегатами и приборами, создавая узкие специальности, с другой — рождает специальности широкого охвата, требующие глубокой умственной подготовки для обеспечения бесперебойной работы механизмов. Автоматизация как дальнейший этап механизации освобождает человека от непосредственного обслуживания орудий труда, ликвидируя узкие специальности и умножая ряды работников умственного труда. К ним присоединяются новые специалисты — операторы, управляющие производственным процессом на расстоянии. Таким образом, деление людей на работников физического и умственного труда в перспективе теряет смысл в сфере материального производства. Оно было рождено предысторией человеческого общества и перестанет существовать с ее окончанием.

Но умственный труд человека, как также указывалось, не ограничивается сферой материального производства. Развитие производительных сил вызывает к жизни высшие формы мышления — науку и ее родную сестру искусство. Возникая из практических потребностей, наука и искусство образуют самостоятельные области умственного труда, формируя абстрактное мышление и обогащая эмоциональную сферу жизни человека. Прогресс науки и искусства базируется на обобщении трудового опыта. Из этого источника строится теория как отражение, модель внешнего мира в материальном субстрате мозга человека. Она возвращается в трудовой процесс и реализуется в форме ряда прикладных знаний.

Таким образом, в области умственной деятельности человека возможно выделение двух основных форм труда, тесно связанных между собой: одной, объединяющей профессии, занятые в сфере материального производства, и другой, куда следует отнести представителей науки, искусства и прикладных знаний.

Социально-биологическая эволюция человеческого общества характеризуется сужением затрат рабочего потенциала организма человека на первую форму труда и увеличением их на вторую.

Повышение производительности умственного труда почти всегда требует, чтобы работа была реструктурирована и представлена как часть системы. Рассмотрим пример с обслуживанием дорогостоящего оборудования, например больших землеройных машин. Традиционно обслуживание этих машин рассматривалось отдельно от их производства и продажи. Но когда американская компания Caterpillar, крупнейший в мире производитель подобного оборудования, задалась вопросом: «За что нам платят наши клиенты?», то ответ был таким: «Нам платят не за механизм. Нам платят за ту работу, которую наши машины выполняют там, где их использует покупатель. Это означает, что нам платят за поддержание техники в рабочем состоянии, потому что даже один час простоя наших машин может обойтись клиенту в сумму, во много раз превышающую уплаченную им за оборудование». Другими словами, ответ на вопрос: «В чем смысл нашего бизнеса?» — состоял из одного слова: «Обслуживание».

Такой ответ привел к кардинальной перестройке всей деятельности компании, начиная с процесса производства: каждый этап был перестроен таким образом, чтобы гарантировать покупателю непрерывность работы и немедленный ремонт или замену оборудования в случае поломки При этом представитель отдела обслуживания, обычно «новый служащий», стал не на словах, а на деле отвечать за принятие решения. Еще один пример. В одном из городов Среднего Запада США группа хирургов-ортопедов примерно из 25 человек решила организовать свою работу как «систему максимального повышения качества труда»: оптимально использовать ограниченные и дорогостоящие ресурсы операционных и послеоперационных палат; оптимально использовать знания вспомогательного персонала — анестезиологов и хирургических сестер; включить постоянное повышение квалификации и непрерывную инновационную деятельность в работу всей группы и каждого ее члена; наконец свести к минимуму издержки. Каждый хирург по-прежнему сам вел свою практику. Он (она) нес полную ответственность за привлечение и лечение пациентов. Раньше операции традиционно планировались на раннее утро, следовательно, все остальное время операционные простаивали.

Группа хирургов-новаторов составила новое расписание операций, при котором такой ценный и дорогостоящий ресурс, как операционные и послеоперационные палаты, стали использоваться по десять часов в день. «Новаторы» приняли также решение о стандартизации инструментов и оборудования для достижения максимального качества при минимальных затратах. Наконец, они включили в свою систему контроль качества. Каждые три месяца три специально назначаемых хирурга внимательного изучали все операции, выполненные их коллегами за «отчетный период»: проверялась правильность диагноза, подвергались тщательному анализу операция и послеоперационный уход. Затем «проверяющие» наедине с каждым из хирургов обсуждали его работу. Они указывали ему на недостатки, которых, по их мнению, можно было избежать. Кроме того, они могли рекомендовать своим коллегам исключить из группы хирургов, чья работа систематически признавалась неудовлетворительной. Стандарты качества, на основании которых этот «комитет контроля» оценивал работу хирургов, ежегодно обсуждались на собрании всей группы, после чего повышались, — и, как правило, довольно существенно. В результате группа хирургов-новаторов стала делать в четыре раза больше операций, чем делала до организации своей «системы». Ей удалось снизить издержки на 50%, причем половина этого снижения была достигнута за счет рационального использования операционных и послеоперационных палат, а вторая половина — за счет стандартизации инструментов и оборудования. Группа значительно повысила процент благоприятных исходов в таких сложных областях, как замена коленного и плечевого суставов, и значительно повысила процент случаев полного выздоровления после спортивных травм. Следовательно, мы примерно представляем, что нужно сделать для повышения производительности работников умственного труда. Вопрос заключается в том, как это сделать.

С чего начать?

Повышение производительности работника интеллектуального труда требует пересмотра основного подхода, тогда как повышение производительности работника физического труда требует только четкого разъяснения, как должно выполняться его задание. Повышение производительности работника умственного труда требует пересмотра основного подхода не только к деятельности каждого отдельного работника, но и ко всей организации труда. Это принципиальное изменение.

Поэтому его следует предварительно «испытать» с помощью пилотного проекта. На первом этапе выявляется подразделение или группа работников умственного труда, которые способны воспринять изменение в общем подходе к организации труда. Например, хирурги-ортопеды, о которых шла речь выше, сначала опробовали свои новые идеи на небольшой бригаде из четырех человек (один опытный хирург и трое молодых), которые активнее других настаивали на радикальных изменениях. Далее необходима упорная, кропотливая и последовательная работа в выбранном подразделении или группе работников. Ибо первые попытки, даже встреченные с большим энтузиазмом, почти наверняка натолкнутся на разнообразные непредвиденные проблемы. Только в том случае, если производительность на «экспериментальных участках» действительно повысится, новый подход можно распространить на другие подразделения или даже на всю организацию целиком. Кроме того, пилотный проект позволяет топ-менеджменту понять, в чем заключаются основные проблемы (например, сопротивление со стороны менеджмента среднего звена) и каких изменений в задачах, организации, системе измерения и подходах требует достижение максимальной эффективности. Попытка пропустить стадию пилотного проекта (а всегда существует искушение сделать это) приведет лишь к тому, что неизбежные на начальном этапе ошибки получат огласку, а про успехи никто не узнает. Попытка миновать пилотный проект приведет к дискредитации всего начинания и самой организации. Если же изменения успешно пройдут стадию пилотного проекта, мы сможем — причем довольно быстро — максимально повысить производительность работника умственного труда в масштабах всей организации.

Повышение производительности интеллектуального труда — самая важная из задач менеджмента в XXI веке. Для развитых стран это даже не задача, а насущное требование, от которого зависит само их существование. Ни при каких иных условиях развитые страны не смогут надеяться на выживание, не говоря уже о сохранении лидерства и сегодняшних стандартов жизни.

В последние сто лет, то есть в XX веке, лидерство в мировой экономике в большой степени зависело от умения добиться высокой производительности физического труда. Сегодня это может сделать любая страна, любая отрасль, любая компания — с помощью методов, разработанных нынешними развитыми странами и внедренных в повседневную практику за 120 лет, которые прошли с того времени, когда Фредерик У. Тейлор впервые взялся за изучение физического труда. Сегодня кто угодно и где угодно может применить эти методики для обучения персонала, организации труда и повышения производительности, даже если работники едва умеют читать или вовсе неграмотны, или совершенно необучены.

Прежде всего, в развитых странах с каждым годом будет уменьшаться количество молодежи, способной заниматься физическим трудом — в Западной Европе и Японии это уменьшение будет идти очень быстро, в США несколько медленнее, — тогда как в развивающихся странах количество такой молодежи станет быстро увеличиваться, по крайней мере в ближайшие 30-40 лет. Единственное преимущество, на которое могут рассчитывать развитые страны, так это на воспроизводство хорошо подготовленных, образованных и дисциплинированных работников умственного труда. Именно в этом развитые страны могут рассчитывать на существенное преимущество, как качественное, так и количественное. Но трансформируется ли данное преимущество в нужный конечный результат, зависит исключительно от способности самих развитых стран — более того, ог каждой их отрасли, каждой компании и организации -повысить производительность умственного труда, причем так быстро, как сто лет назад эти же страны сумели повысить производительность физического труда.

Мировыми лидерами в последнем столетии стали те страны и те отрасли, которые лидировали в повышении производительности работников физического труда: во-первых, США, во-вторых, Япония и Германия. Через 50 лет — если не раньше, — лидерство в мировой экономике перейдет к странам и отраслям, которым удастся наиболее систематически и максимально эффективно повышать производительность умственного труда.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: