Средства обучения баскетболу

При обучении баскетболу используют как общепедагогические (слово и сенсорнообразные воздействия), так и специфические сред­ства (физические упражнения).

Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на за­нятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения.

С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в про­цесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, ла­коничностью, образностью, будить у занимающихся интерес и твор­ческую активность.

Создание четкого, верного представления об изучаемом техниче­ском приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонст­рацию их рациональных образцов с помощью средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непо­средственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке.

К специфическим средствам обучения относятся физические уп­ражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направлен­ность воздействия на организм занимающихся.

Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникои и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специ­альных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способно­стей, гибкости.

Основные упражнения направлены на овладение техникой и так­тикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, ко­торые требуют эффективного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности учеб­ного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям).

На занятиях по баскетболу широко применяются подводящие уп­ражнения. По своей координационной структуре они схожи с основ­ными или являются их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутст­вии или ограничении влияния сбивающих факторов и т.п. В связи с этим подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной тех­никой и тактикой игры.

На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряжен­ного характера, которые предполагают выполнение изученных тех­нических действий в режиме, стимулирующем одновременное разви­тие специальных физических качеств или освоение тактики игры.

Упражнения по тактике, основу которых составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию.

Изученные игровые приемы и технико-тактические действия за­крепляются в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. А в дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контроль­ных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной иг­ровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в со­ревнованиях. Эти средства комплексного воздействия в занятиях бас­кетболом наиболее эмоциональны, а соответственно, особенно попу­лярны у занимающихся.

Еще несколько похожих статей с нашего сайта: